Мотороллеры Vespa – Италия

Мотоциклы Vespa

Vespa – Италия с 1946

«Веспа» - старейшая и популярнейшая марка итальянского концерна «Пьяджио», крупнейшего европейского производителя мототехники. Она появилась в первые послевоенные дни, когда Энрико Пьяджио (Enrico Piaggio), владелец авиационного предприятия, полностью осознал, что 10 тысяч его рабочих вряд ли смогут прокормить себя изготовлением бомбардировщиком и истребителей. Поэтому главный конструктор компании, Коррадино Д'Асканио (Corradino D'Ascanio), получил задание на проектирование дешевого транспортного средства для самых широких слоев населения.

Уже в 1945 году был готов первый прототип — «Паперино» (paperino - утенок). Некоторые его конструктивные особенности станут впоследствии характерными для мотороллеров предприятия: 98-кубовый двухтактный двигатель с горизонтальным расположением цилиндра, сблокированный с трехступенчатой коробкой передач; заднее колесо на выходном валу коробки передач; переключение ступеней с помощью тяг, идущих от вращающейся левой рукоятки руля; капотировка силового агрегата, передний щит и настил под ногами (капот, правда, начинался прямо у рулевой колонки). За отсутствие проема, который позволял бы ездить за рулем женщинам в юбке, и довольно неказистую внешность Энрико Пьяджио забраковал прототип и отправил Дасканио обратно за чертежную доску.

Через некоторое время был готов еще один прототип, которому дали имя «Веспа» (vespa - оса). На сей раз машина имела короткий несущий капот-монокок, оставлявший большой проем за передним щитом облицовки, и более изящные формы. Переднее колесо было консольно закреплено на короткорычажной вилке тянущего типа с резиновыми упругими элементами. Резиновые блоки подрессоривали и заднее колесо.

Оба колеса с шинами размером 3,50-8" имели штампованные легко разборные диски. 98-кубовый двигатель развивал мощность 3,2 л.с. при 4500 об/мин, что было достаточно для разгона машины массой 60 кг до скорости 60 км/ч. Сразу же после дебюта мотороллера на весенней Туринской выставке 1946 года было начато его серийное производство. Уже в первый год удалось реализовать почти 2,5 тыс. этих машин, в 1947 году - больше 10 тыс., а на следующий год - почти 20 тыс.

В 1948 году на смену 98-кубовому силовому агрегату пришел 124-кубовый. Максимальная мощность выросла до 4 л.с., максимальная скорость - до 70 км/ч. Резиновый амортизационный блок задней подвески был заменен пружинно-гидравлической стойкой. В 1951 году вместо тяг механизма переключения передач появились тросы гидравлический амортизатор получила и подвеска переднего колеса.

Программа 1953 года состояла уже из двух моделей -«Нормале» (Normale) и «Утилитария» (Utilitaria). Обе машины оснащались модернизированным 124-кубовым двигателем; за счет новой головки цилиндра и двухканальной продувки мощность выросла до 5 л.с. Двухместная «Нормале», подобно первой «Веспе», сохранила фару на переднем крыле. Одноместная «Утилитаре» отличалась упрощенной передней подвеской и фарой на руле.

Через год производственную программу дополнила модель со 150-кубовым двигателем мощностью 5,5 л.с. На этой машине фара была установлена на руле, а в системе электрооборудования впервые появился аккумулятор. Осенью 1954 года на салоне в Милане компания представила спортивную модель «150 GS» с форсированным до 8 л.с. двигателем, четырехступенчатой коробкой передач и 10-дюймовыми колесами. Максимальная скорость этого мотороллера достигла 100 км/ч - против 80 км/ч у стандартной 146-кубового мотороллера.

В апреле 1956 года было торжественно отмечено появление миллионного мотороллера. К тому времени эту удачную машину выпускали не только в Италии, но и во Франции (фирма АКМА, 1951-1962 годы), в Великобритании (фирма «Дуглас», 1951-1964 годы), в ФРГ (фирмы «Хоффман», 1949-1954 годы, и «Мессершмитт» (Messerschmitt), 1955-1964 годы). Вскоре ее производство развернули также в Бельгии, СССР (под названием «Вятка»), Испании, Индии, Чили.

Новые, более изящные формы облицовки 125-кубовый мотороллер получил в 1957 году. Фара окончательно переехала на руль. В конструкцию двигателя ввели золотник, управляющий фазой впуска (его роль исполняли выемки щеки коленвала). Через год такие же перемены провели и на 150-кубовой модели. В 1961 году 150-кубовая стандартная «Vespa» получила двигатель мощностью 6,9 л.с. и четырехступенчатую коробку передач; на 125-кубовой модификации такая коробка передач появилась лишь в 1964 году. В том же году на смену модели «150 GS» пришла версия «180 SS» с двигателем рабочим объемом 181 см3 и мощностью 10,3 л.с.

Быстро развивающийся рынок «бесправных» 50-кубовых машин привлек к себе внимание специалистов «Пьяджио» в начале 60-х годов. В 1962 году дебютировала «Веспа» с совершенно новым 50-кубовым мотором, имевшим наклоненный под углом 45° цилиндр и золотниковое газораспределение. Машина выпускалась в двух версиях - «N», мощностью 1,5 л.с., с трехступенчатой коробкой передач и максимальной скоростью 40 км/ч, и «S», мощностью 2,5 л.с., с четырехступенчатой коробкой передач и скоростью до 60 км/ч.

Мотоциклы Vespa

Новинка стала базой для целого семейства куда более мощных и скоростных скутеров. Уже в 1963 году компания представила 90-кубовую модификацию с двигателем мощностью 3,6 л.с. и максимальной скоростью 70 км/ч. Сенсацию в 1964 году вызвала модель «90 Супер Спринт» (Super Sprint). В проеме этой машины были установлены запасное колесо и фальшивый бензобак (на самом деле в нем располагался инструмент).

Передний щит имел уменьшенные размеры для снижения лобового сопротивления. Форсированный до 5,8 л.с. двигатель позволял мотороллеру развивать максимальную скорость 93 км/ч. Она пользовалась огромной популярностью у энтузиастов скутерных гонок. Вершиной этой серии стала дебютировавшая в 1965 году модель «Примавера» (primavera - весна) с двигателем рабочим объемом 121 см3 и мощностью 5 л.с. Под индексом «ЕТЗ» этот мотороллер выпускается до сих пор!

Классические 125-кубовая и 150-кубовая версии в 1965 году получили новые облицовки. В соответствии с модой пухлые боковые «щечки» уступили место боковинам спрямленной формы. С 1968 года по заказу моторы «Веспа» стали оснащать системами раздельной смазки. Самой мощной и скоростной моделью стала в 1972 году «Веспа Ралли 200» (Rally 200) с оснащенным системой электронного зажигания 198-кубовым двигателем мощностью 12 л.с.

Следующая серия мотороллеров дебютировала в апреле 1978 года: «Р125Х» (7,8 л.с.), «Р150Х» (8,8 л.с.) и «Р200Е» (12 л.с.). Мотороллеры получили усовершенствованные моторы, значительно улучшенные подвески и тормозные системы, 12-вольтовую систему электрооборудования и облицовки современной формы со встроенными указателями поворотов. Производство этой серии, после модернизации 1982 года получившей индекс «РХ», продолжается до сих пор. Подобным же образом была в 1982 году переработана и «компактная» серия, получившая индекс «РК».

Практически заново, но с бережным сохранением своеобразного силуэта мотороллера, была спроектирована дебютировавшая в 1987 году серия «Коза» (Cosa, ударение на первом слоге). Одноцилиндровые двухтактные двигатели (123,4; 149,6 и 198 см3) в блоке с четырехступенчатыми коробками передач были унифицированы с серией «РХ». Специфический стальной монокок на этот раз получил пластиковые боковые съемные панели. Характерная черта мотороллера - комбинированная тормозная система с гидравлическим приводом обоих тормозов от ножной педали. По заказу задний тормоз оснащался АБС.

Мотоциклы Vespa

Осенью 1996 года компания представила замену для «Коза» - скутеры «ЕТ2» с 50-кубовым двухтактным двигателем и «ЕТ4» с четырехтактным 125-кубовым (12 л.с.) мотором. На этот раз полностью обновились не только ходовая часть, но и силовой агрегат, получивший автоматический клиноременный вариатор. В то же время дизайн новинки несомненно перекликается с традиционной внешностью старой «Веспы». Модификация «Инжекшн» (Injection) 50-кубового мотора оснащена системой впрыска топлива FAST, на 30% уменьшающей расход топлива и на 70% -количество вредных составляющих выхлопа.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru