Мотоциклы Scott – Великобритания

Мотоциклы Scott - Великобритания

Scott – Великобритания 1909-1978

Инженер Альфред Ангас Скотт (Alfred Angas Scott), создатель знаменитых одноименных мотоциклов, еще в 1902 году изготовил рабочий экземпляр двухцилиндрового двухтактного двигателя. Этот мотор отличался параллельными цилиндрами и центральным маховиком, на котором с каждой стороны находилась консольная шатунная шейка.

Точки крепления шеек по окружности маховика были разнесены на 180°, то есть поршни работали в противофазе. Эта схема в будущем стала характерной для моторов «Скотт». Опробовав свой двигатель на велосипеде и лодке, он приступил к созданию комплектного мотоцикла, получившегося столь же неординарным.

Открытая сверху рама была собрана из прямых труб, сваренных в треугольные конструкции. В переднем треугольнике с наклоном вперед был установлен двухцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 333 см3. Любопытно, что головки цилиндров получили рубашку водяного охлаждения, хотя цилиндры охлаждались воздухом.

От мотора на промежуточный вал вела двухскоростная цепная передача с ножным механизмом переключения. Передача на заднее колесо также осуществлялась цепью. Цилиндрический бензобак крепился к подседельной трубе рамы. Спереди стояла телескопическая вилка с закрытой центральной пружиной.

В1908 году на фабрике братьев Джоуитт (Jowett) были собраны б прототипов, а в следующем году Скотт на паях с друзьями организовал собственную компанию для производства мотоциклов. Серийные машины 1909 года отличались от прототипов увеличенным до 450 см3 рабочим объемом и наличием кикстартера - один из первых примеров применения этого устройства на мотоцикле.

Мотоциклы Scott - Великобритания

К сезону 1911 года Скотт представил модернизированную версию своего мотоцикла с увеличенным до 486 см3 рабочим объемом. Рубашка охлаждения теперь охватывала не только головки, но и гильзы цилиндров. Альфред применил также более эффективный радиатор сотового типа. В том же году он приступил к созданию гоночного варианта, у которого фазы газораспределения регулировал вращающийся золотник.

Эта машина наглядно продемонстрировала преимущества двухтактного цикла. В 1912 году Фрэнк Эпплби (Frank Applebee) выиграл гонку «Турист Трофи» в классе 500 см3, причем впервые в истории этого соревнования победитель лидировал с самого старта. В 1913 году этот успех повторил Гарольд Вуд (Harold Wood).

В начале Первой мировой войны компания поставила военному ведомству 300 мотоциклов с колясками для оборудования их пулеметами. Первый опыт боевых действий выявил массу недостатков, и Альфред Скотт занялся проектированием специальной трехколесной «тачанки». После войны этот проект вылился в «Соушебл» (Sociable), странного вида трехколесный автомобиль с колесами, расположенными как у мотоцикла с коляской.

Скотт, воодушевленный перспективами (не оправдавшимися) этой машины, ушел из компании, чтобы целиком посвятить себя работе над «трехколеской». Без него темп модернизации мотоцикла резко замедлился. Лишь в 1923 году на смену довоенной модели пришла новая, получившая наименование «Скуиррел» (squirrel -белка).

Двухцилиндровый двухтактный двигатель практически неизменной конструкции (в двух вариантах рабочего объема - 486 и 596 см3) на сей раз был соединен с трехступенчатой коробкой передач обычного типа. Но, поскольку отбор мощности по прежнему шел с центрального маховика, замена моторной цепи представляла настоящую проблему. Практически неизменной осталась и конструкция ходовой части с проемом между седлом и рулевой колонкой, телескопической передней вилкой и цилиндрическим бензобаком под седлом.

Мотоциклы Scott - Великобритания

«Беличью» серию продолжила в 1924 году модель «Супер Скуиррел» (Super Squirrel) с модернизированными моторами. В1925 году дебютировала самая популярная модификация «Флаинг Скуиррел» (flying squirrel - белка-летяга). Ее отличали бензобак между седлом и рулевой колонкой, одетый на стяжку, что усиливала раму, и модернизированная система смазки с механическим насосом.

Но прогресс четырехтактных двигателей в 20-е годы шел такими темпами, что весьма дорогие мотоциклы «Скотт» вскоре утратили свой выигрыш в динамике. Не спасла положение и удешевленная модель 1929 года с одноцилиндровым двухтактным мотором воздушного охлаждения (299 см3) и дуплексной рамой традиционного типа. В 1931 году компания была отдана под внешнее управление и фактически признана банкротом.

Производство мотоциклов продолжалось, но в очень ограниченном объеме. Фактически строилась лишь одна модель - «Флаинг Скуиррел» с прежними моторами (498 см3, 22 л.с. или 596 см3, 27 л.с.). С того же 1931 года оригинальная телескопическая вилка уступила место покупной параллелограммной. И все же в феврале 1934 года появились сенсационные известия о принципиально новой модели.

Спроектированная Уильямом Каллом (William Cull) машина имела продольно установленный рядный трехцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 747 см3. Отлитый из «электрона» картер был разделен на кривошипные камеры вставными дисками, служащими также опорами для коренных подшипников.

Производительность масляного насоса была пропорциональна степени открытия дроссельной заслонки. Радиатор системы охлаждения был заключен в кожух, зрительно объединенный с бензобаком. За помещенным в маховик сцеплением стояла коническая пара, передававшая крутящий момент на четырехступенчатую коробку передач.

Передача на заднее колесо осуществлялась цепью. Позднее рабочий объем двигателя был увеличен до 986 см3, а объявленная фабрикой максимальная скорость составляла 152 км/ч. К сожалению, чрезвычайно сложная и дорогая машина так и не поступила в серийное производство - было построено лишь девять опытных экземпляров.

В 1938 году компания приобрела права на производство мотовелосипедов «Сайк-Ауто» (Cyc-Auto), оборудованных 98-кубовым двухтактным двигателем. Они дополнили гамму двухцилиндровых моделей, которую к тому моменту составляли стандартный «Флаинг Скуиррел» и дебютировавший в 1939 году форсированный вариант «Клабменз Спешл» (Clubman's Special) с гарантированной максимальной скоростью 90 миль в час (144,8 км/ч). На обоих моделях применялась лишь 598-кубовая версия мотора, а по заказу они оснащались свечной подвеской заднего колеса.

После окончания Второй мировой войны компания возобновила производство модели «Флаинг Скуиррел» - на сей раз только с жесткой задней подвеской, но зато с гидропневматической телескопической передней вилкой (не имевшей пружин; их заменял сжатый воздух). В 1949 году на смену магдино пришла батарейная система зажигания. Но объем продаж был мини мальным, цены - неоправданно высокими, и в 1950 году компания окончательно была признана банкротом.

На этом история марки не закончилась. Права на нее и оставшийся задел деталей выкупил Мэтт Холдер (Matt Holder), владелец «Аэро Джиг энд Тул Компани» (Aero Jig and Tool Company). В 1954 году он представил «Скотт Флаинг Скуиррел» в обновленном варианте: все тот же архаичный двухцилиндровый двухтактный двигатель (596 см3, 30 л.с.) с дефлекторами на поршнях, трехступенчатая коробка передач и новое шасси с маятниковой подвеской сзади и телескопической вилкой обычного типа спереди.

Холдер начал мелкосерийное производство этих мотоциклов на своем заводе в Бирмингеме в 1956 году. В 1958 году дебютировала новая версия «Свифт» (Swift) с модернизированным двухцилиндровым мотором: возвратно-петлевая продувка, поршни с плоскими днищами, рабочий объем 498 см3. Но эта машина так и не пошла в серийное производство, лишь открыв целый ряд экзотических прототипов. Так, в 1964 году Холдер представил гоночный мотоцикл с двухцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 345 см3 воздушного охлаждения, но сохраняющим компоновку традиционных моторов «Скотт».

Мотоциклы Scott - Великобритания

Прототип 1968 года имел двухцилиндровый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения (рабочий объем 498 см3), шестеренную моторную передачу и пятиступенчатую коробку передач. Но купить можно было лишь все тот же, не изменившийся с 1954 года «Флаинг Скуиррел», который стал по настоящему культовым мотоциклом, хотя и в очень узких кругах. Холдер продолжал его мелкосерийное производство до 1967 года, а по заказам - до 1978 года! Производство запчастей закончилось лишь в 80-е годы, когда славная некогда марка окончательно стала историей.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru