Мотоциклы Opel – Германия

Мотоциклы Opel - Германия

Opel – Германия 1901-1907, 1920-1930

Когда заходит речь о мотоциклах марки «Опель», все сразу вспоминают массивную машину со штампованной рамой и передней вилкой странной конструкции. Лишь немногие знают, что этот знаменитый мотоцикл относится к последнему периоду мотоциклетной истории предприятия. А начиналось все в 1901 году, когда в продаже появились первые мотоциклы «Опель», ставшие копиями одноцилиндровой модели фирмы «Лаурин и Клемент». Двигатель с автоматическим впускным клапаном размещался в центре рамы, привод заднего колеса был ременным. При мощности мотора, равной 1,75 л.с., мотоцикл отличался весьма небольшим расходом топлива.

В 1902 году на автомобильной выставке в Берлине дебютировала следующая модель мотоцикла «Опель». В глаза бросалась модернизированная рама: двигатель мощностью 2 л.с. теперь помещался в ее нижней точке, благодаря чему более удачно была решена центровка машины. Самое же главное -мотор оснащался карбюратором не испарительного, а распылительного типа, который обеспечивал гораздо лучшее снабжение двигателя горючей смесью. Бак, укрепленный под верхней трубой рамы, служил для размещения емкостей под бензин и масло.

Там же находилось отделение, где помещался аккумулятор батарейной системы зажигания, а высоковольтная катушка крепилась под седлом водителя. В серию эта машина пошла в 1903 году, причем сразу в нескольких вариантах: мощность моторов составляла 2, 2,25 и 2,5 л.с. Последние версии стоили на 100 марок дороже. К этому моменту появилась и облегченная открытая рама: картер двигателя в этом случае выполнял роль силового элемента. Все мотоциклы «Опель» оснащались ленточным тормозом переднего колеса с ручным приводом, а на заднее колесо действовал велосипедный тормоз колесной ступицы.

В августе 1903 года самая мощная модель «Opel» заняла второе место в открытом классе мотоциклов на «Автомобильной гонке» во Франкфурте. А незадолго до этого, в конце марта того же года, самый легкий мотоцикл «Опель» занял первое место в гонке на экономичность, проводившейся в Вене. Результат составил 950 г топлива на 100 км пробега.

Выступал на мотоцикле Отто Байшлаг, торговый представитель фирмы «Опель» в Австрии и совладелец компании «О унд Б», которая в том же году вывела на рынок одноименный мотоцикл с карданным приводом, построенный на базе агрегатов «Opel».

Одной из первых в мире фирма «Опель» в 1904 году вывела на рынок мотоцикл, двигатель которого получил механический привод обоих клапанов. В отличие от компании НСУ, специалисты которой сделали механический привод для автоматического клапана, оставив компоновку мотора неизменной, на фирме «Опель» сконструировали абсолютно новый нижнеклапанный мотор.

Мотоциклы Opel - Германия

Механизм газораспределения составили две кулачковые шестерни: одна непосредственно управляла толкателем впускного клапана, а другая открывала выпускной клапан с помощью специального коромысла. Картер двигателя отливался из алюминия или чугуна, в последнем случае двигатель монтировался в открытую раму. Мощность различных вариантов нижнеклапанного мотора составляла, 2,5; 2,75 и 3,25 л.с. С 1905 года мотоциклы с этим силовым агрегатом оснащались усиленной передней вилкой, ленточным задним тормозом, а по желанию заказчика - системой зажигания от магнето. В этом случае на левой цапфе коленчатого вала вместе со шкивом ременного привода заднего колеса крепилась звездочка цепного привода магнето.

Последней новинкой от «Opel», которая появилась в первое десятилетие XX века, стал абсолютно новый мотоцикл с двухцилиндровым нижнеклапанным двигателем, появившийся в 1905 году. В отличие от абсолютного большинства создателей моторов, которые выбрали V-образную схему, инженеры фирмы «Опель» остановились на рядном расположении цилиндров. Очевидно, это было сделано по аналогии с автомобильными нижнеклапанными моторами «Опель», которые также дебютировали в 1905 году.

Новый мотор располагался в раме поперечно, стержни клапанов находились спереди. Под ними располагался распределительный вал, приводившийся шестернями. Трубы системы выпуска выходили из цилиндров вперед и огибали картер снизу, уходя назад к глушителю. Отверстия под впускной коллектор также располагались спереди, а вот распылительный карбюратор с восходящим потоком находился за цилиндрами.

Топливная смесь поступала на впуск по длинному изогнутому патрубку, который проходил над мотором. Мощность этого двигателя составляла 3,5 л.с., в систему зажигания штатно входило двухискровое магнето, приводившееся через гитару шестерен. Передача на заднее колесо была по-прежнему ременной, присутствовал и дополнительный педальный привод. Под новый силовой агрегат была создана и специальная ходовая часть: открытая рама с увеличенной колесной базой, топливный бак с характерным вырезом под головки цилиндров и усиленная передняя вилка рычажного типа.

Мотоциклы Opel - Германия

Несмотря на обилие новинок, в 1907 году руководство компании прекратило изготовление мотоциклов, решив, видимо, не распылять производственные мощности, и без того занятые выпуском автомобилей, велосипедов и швейных машинок. Вдобавок
случившийся в 1911 году пожар уничтожил часть территории предприятия, и до Первой мировой войны о мотоциклах «Opel» ничего не было слышно.

Вновь фирма вышла на мотоциклетный рынок в 1920 году, представив вспомогательный мотор для велосипеда. Конечно, его можно было использовать на любой ходовой части, но компания одновременно представила и велосипед, специально приспособленный для установки этого силового агрегата и оснащенный легкой короткорычажной передней вилкой. Двигатель рабочим объемом 140 см3 и мощностью 1,1 л.с. крепился возле заднего колеса.

Газораспределительный механизм был сделан по схеме «клапан над клапаном». Изначально мотор оснащался автоматическим впускным клапаном, а с 1922 года оба клапана получили механический привод, за счет чего мощность повысилась до 1,6 л.с. Любопытно, что привод заднего колеса осуществлялся короткой цепью, шедшей на колесную ступицу от распределительного, а не от коленчатого вала. Магнето системы зажигания располагалось под силовым агрегатом и приводилось системой шестерен.

Зимой 1920-21 годов на базе этого мотовелосипеда был создан гоночный вариант. Шасси осталось прежним, только в колесной втулке разместилась двухступенчатая коробка передач. Двигатель же сильно изменился. Во-первых, цилиндр с головкой были изготовлены заново, в расчете на систему водяного охлаждения. Во-вторых, полностью изменился газораспределительный механизм: мотор стал верхнеклапанным. Четыре клапана -два впускных и два выпускных - размещались в головке вертикально.

Каждая пара приводилась своим коромыслом. Возле передней вилки крепился сотовый радиатор системы охлаждения, его соединяла с мотором пара длинных патрубков, шедших вдоль рамы. При рабочем объеме 150 см3 двигатель развивал мощность 4 л.с. На этом мотоцикле неоднократно и успешно выступал Фритц фон Опель (Fritz von Opel) - один из братьев-совладельцев предприятия и заядлый спортсмен.

Мотоциклы Opel - Германия

По той же схеме был сделан и следующий гоночный мотор «Опель», рабочим объемом 198 см3 и мощностью 5 л.е., имевший две свечи зажигания. Только располагался этот силовой агрегат уже в совершенно новой ходовой части: рама была создана специально под установку мотора в центре тяжести.

Длина патрубков системы охлаждения сократилась до минимума, зато увеличилась площадь радиатора. Фритц фон Опель на этом мотоцикле победил в сентябре 1922 года на гонках в Нюрнберге, причем в классе до 250 см3. К следующему сезону был готов аналогичный «водяной» мотор рабочим объемом 346 см3, который сочетался с трехступенчатой коробкой передач. Фритц фон Опель на гоночном треке АФУС летом 1923 года в своем классе был непобедим и недосягаем.

Следует упомянуть еще об одном спортивном мотоцикле фирмы «Опель», который появился в самом начале 20-х годов. Эта машина предназначалась для так называемых «гонок за лидером», когда велосипедист движется в воздушном мешке, который образуется за спиной лидирующего спортсмена.

Фактически вокруг четырехцилиндрового верхнеклапанного мотора рабочим объемом 1,6 л и мощностью 30 л.с. была сооружена мотоциклетная ходовая часть. Крутящий момент от мотора передавался через редуктор на поперечный вал, от которого к заднему колесу по обе стороны рамы шли два плоских кожаных ремня. Эта машина успешно выступала в гонках до конца 20-х годов, но осталась в единственном экземпляре: следующие мотоциклы «Опель» для этого вида спорта оснащались мощными двухцилиндровыми V-образными двигателями «Анцани».

Не следует думать, что, занимаясь спортивными разработками, фирма отказалась от серийной продукции. В 1924 году увидел свет новый мотоцикл «Опель». Двигатель воздушного охлаждения «клапан над клапаном» при рабочем объеме 148 см3 развивал мощность 2 л.с. Смазка мотора осуществлялась под давлением с помощью механического насоса.

Заводился мотор от кикстартера, привод заднего колеса осуществлялся цепью через редуктор. В задней ступице, созданной специалистами компании «Фихтель унд Закс», находились тормозной механизм, сцепление и двухступенчатая коробка передач. Бак нес в себе 7 л бензина и 1,5 л масла, чего хватало примерно на 250 км пробега. Закрытая трубчатая рама сочеталась с короткорычажной передней вилкой.

Мотоциклы Opel - Германия

В 1927 году увидел свет следующий мотоцикл «Opel», ничем не похожий на предыдущие конструкции. Это был уже «настоящий» тяжелый мотоцикл, из тех, которые пользовались серьезной популярностью на рынке Германии. Трубчатая открытая рама с подрамным треугольным бензобаком несла в себе нижнеклапанный двигатель «Кюне» (Kiihne) (500 см3, 16 л.с.), который отличался съемной алюминиевой головкой цилиндра и продольным распределительным валом, от которого приводились маслонасос и магнето системы зажигания.

Маслобак помещался под седлом водителя. С мотором соединялась трехступенчатая коробка передач. Параллелограммная передняя вилка имела две боковые пружины. Мотоцикл этот выпускался до 1929 года.

В 1928 году в истории мотоциклетного отделения фирмы «Опель» произошло несколько важных событий. Во-первых, в феврале было заключено соглашение, согласно которому под контроль «Опеля» перешло мотоциклетное предприятие «Элите-Диамант», выпускавшее 500-кубовые мотоциклы «Диамант». Во-вторых, у Эрнста Нойманна-Неандера была куплена лицензия на разработанную им мотоциклетную ходовую часть из штампованных профилей с маятниковой передней вилкой.

Выпуск мотоциклов «Опель» с ходовой частью «Неандер» начался сразу на нескольких предприятиях. Внешне мотоциклы «Опель» и «Неандер» различались по эмблемам на передней вилке и по двигателям. Новая модель «Опель», получившая название «Мотоклуб» (Motoclub), оснащалась 500-кубовым двигателем оригинальной конструкции и трехступенчатой коробкой передач.

Модель с нижнеклапанным 16-сильным мотором получила наименование «Туристская» (Tourenmodell), а модель с верхнеклапанным двигателем мощностью 22 л.с. именовалась «Супер Спорт» (Super Sport). Обе машины в качестве штатного оснащения имели размещенные на бензобаке спидометр и указатель уровня топлива, который одновременно выполнял роль пробки бензобака.

Мотоциклы Opel - Германия

Еще одним событием 1928 года стала попытка установления рекорда скорости. Верный своей любви к состязаниям, Фритц фон Опель уже несколько лет экспериментировал с установкой пороховых ускорителей на автомобили и даже на самолет. Тот же опыт он решил провести с моделью «Мотоклуб», поскольку мощная ходовая часть казалась ему способной выдержать сверхвысокие скорости.

Заднее крыло было забрано в обтекатель, а по обеим сторонам от него размещалось по три ускорителя. Попытки покорения рекорда проводились на треке «Авус», но успехом не увенчались. В следующем, 1929 году, гонщик Люрс (Luhrs) пытался проделать тот же эксперимент, установив уже четырнадцать ускорителей, по семь штук с каждой стороны. Эта попытка также окончилась неудачей, хотя и собрала большое количество зрителей.

1929 год, кроме неудачной попытки покорения рекорда скорости, принес и иные огорчения. Было признано банкротом дочернее предприятие «Элите Диамант», а сама компания «Опель» благополучно перешла под крыло американской корпорации «Дженерал Моторс» (General Motors Corporation).

В условиях начавшегося экономического кризиса производство мотоциклов было признано нерентабельным и незаметно прекратилось. Любопытен тот факт, что на предприятии «Элите» готовилась к производству версия «Мотоклуба», оснащенная 500-кубовым верхнеклапанным двигателем «Кюхен» (Kuchen) и четырехступенчатой коробкой передач с ножным механизмом переключения. В серию эта машина так и не пошла, но два опытных экземпляра сохранились и сегодня демонстрируются в музеях Германии.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru