Мотоциклы OSSA – Испания

Мотоциклы OSSA

История OSSA

Промышленник Мануэль Джиро владел крупным и прибыльным предприятием по производству кинопроекторов и другой киноаппаратуры. А поскольку он был к тому же большим любителем мотоциклов, то смог реализовать свою мечту по созданию собственной марки.

В довоенные годы Джиро был заядлым мотоциклистом и сначала гонял по улицам, а потом и на гоночном кольце. Однако с началом в Испании в 1936 г. Гражданской войны неуместной стала всякая мирная деятельность, в том числе и занятия мотоспортом.

Гражданская война завершилась только в 1939 г., а ввиду того, что во время 2-й мировой войны Испания не могла закупать никакие транспортные средства за рубежом, Джиро вместе с единомышленниками решили сами производить мотоциклы.

Джиро создал проект двухтактного мотоцикла класса 125 см3, который, правда, так и не прошел стадию прототипа, и всегда утверждал, что именно он предоставил начинающему свою деятельность концерну Montessa двигатель, на основе которого впоследствии была создана первая серийная модель этого концерна.

Отметив успех марки Montessa, Джиро приступил к созданию проекта и конструкции другой машины. Это была модель с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 123,6 см3 (54 х 54 мм), что само по себе, наверное, не удивительно, но она отличалась от машин Montessa того времени центральным расположением выпускного отверстия. Оснащенная трехступенчатой коробкой передач небольшая OSSA мощностью 5 л.с. при 4500 об./мин. развивала скорость 75 км/ч.

С этой первой машины началось создание серии дорожных мотоциклов, а также специально подготовленных версий для участия в тяжелых испытаниях международных шестидневных гонок 1950-х гг.

В 1954 г. появилась усовершенствованная модификация модели мотоцикла OSSA класса 125 см3, а в 1958 г. была выпущена версия с увеличенным до 149 см3 (58 х 56,4 мм) объемом двигателя. В этом же году появилась четырехтактная дорожная модель мотоцикла класса 175 см3 с явными признаками итальянского влияния. Однако 1959 г. ознаменовался возвратом к двухтактным машинам, так как в этом году состоялся дебют более спортивного варианта уже испытанной модели класса 125 см3.

В начале 1960-х гг. испанская мотопромышленность оказалась в трудном положении, и уровень продаж мотоциклов OSSA, как и других производителей, резко снизился. Именно в этот период в компанию отца пришел Эдуарде Джиро. Его инженерный талант впервые проявился в 15-летнем возрасте, когда он спроектировал и создал модель авиационного двигателя.

Скорость вращения этого крохотного агрегата составляла 18000 об./мин. Таким образом был заложен фундамент для осуществленного в 1962 г. первого коммерческого проекта Эдуарде — двухтактного одноцилиндрового двигателя объемом 158,5 см3 (58 х 60 мм), который стал опорой производства на многие последующие годы.

На его основе появились двигатели размерами 175 см3 (60,9 х 60 мм) в 1965 г. 230 см3 (70 х 60 мм) в 1966 г., а затем в 1972 г. в результате соединения двух одноцилиндровых в двухцилиндровый двигатель YANKEE объемом 488,5 см3 (72 х 60 мм). Наконец в 1975 г. появился и одноцилиндровый двигатель объемом 244,3 см3 (72 х 60 мм).

Большая часть этих двигателей использовалась не только в серийном производстве машин, но и в спортивных машинах, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок, мотокросса или многодневных и многочасовых гонок.

Что касается применения их в гоночных мотоциклах, то новый, сконструированный Эдуарде Джиро двигатель впервые был применен в модели 175 Sport. в 1965 г. В стандартной дорожной версии этот двигатель мощностью 19 л.с. при 7200 об./мин. развивал скорость 145 км/ч, а два новых гоночных мотоцикла в том году в 24-часовой гонке в Барселоне произвели фурор, заняв первое и второе места в своем классе.

Вдохновленные этим успехом и охваченные желанием попытать счастья в более престижном гоночном классе инженеры завода OSSA увеличили объем двигателя до 230 см3. Результатом стала безоговорочная победа Карлоса Джиро и Луиса Иглесиа на машине 230 Спорт в 24-часовой гонке в Барселоне в 1967 г. Их гоночный рекорд длиной 662 круга продержался в течение нескольких лет.

Компания OSSA приступила также к разработке мотоциклов для выступлений в шоссейно-кольцевых гонках Гран При. О выступлениях Сантьяго Эрреро на этой машине речь пойдет отдельно.

К этому времени OSSA, подобно компаниям Bultako и Montessa, стала проявлять интерес к внедорожному спорту. Этот интерес объяснялся тем, что из-за наплыва автомобилей Fiat, выпускавшихся по лицензии испанским государственным автозаводом, на отечественном рынке наблюдалось резкое снижение спроса на дорожные мотоциклы.

Незадолго до этого было принято решение о проведении соревнований в классе 250 см3 в ранге чемпионата мира, и здесь открывались реальные возможности сбыта внедорожных спортивных мотоциклов (для мотокросса и эндуро), особенно в США. Кроме того, заводы Bultakco и Montesa уже производили мотоциклы эндуро и экспортировали их во многие страны, включая Великобританию.

Первым заводским внедорожным гонщиком экстра-класса иностранного происхождения в компании OSSA был Мик Эндрюс. В начале 1970-х гг. находившийся в расцвете сил Эндрюс завоевал для компании титулы чемпиона Британии и Европы по многодневным гонкам. Реплики этих машин продавались сотнями. В это же время Эндрюс представлял компанию в кроссовых тоннах и тоннах эндуро.

Компания OSSA объявила о выпуске в 1972 г. ставшей знаменитой модели MAR и вскоре для удовлетворения спроса заводу пришлось выпускать не менее 300 таких машин в месяц. Однако в 1973 г. Эндрюс перешел в компанию Yamaha, где стал работать разработчиком , используя приобретенной в компании OSSA опыт во благо своего нового работодателя.

Период с середины до конца 1970-х гг., несмотря на состоявшийся дебют прототипа внедорожной модели с двигателем объемом 310 см3 (65 х 77 мм), не был благоприятным для компании OSSA. Эта модель предназначалась для запуска в производство в следующем сезоне.

В марте 1978 г. компанию OSSA от финансового краха спасло испанское правительство, но последствия этого преследовали компанию до самого конца вплоть до середины 1980-х гг., и зачастую приходилось ограничивать разработки из-за финансовых проблем. Не помогло возрождению былой славы и возвращение в компанию Мика Эндрюса.

Последняя партия настоящих триальных спортивных моделей была выпущена заводом OSSA в 1983 г., а производство мотокроссовых машин было прекращено несколькими годами ранее.

Что касается дорожных мотоциклов, то была запущена в производство новая серия моделей URBE — современный вариант модели Ariel Leader. Но даже это не смогло остановить сползание марки вниз по спирали.

Конец старому семейному бизнесу пришел в 1984 г., и марка обрела новое лицо как рабочий кооператив под названием OSSA. Однако, как и британская компания Triumph, она не имела успеха и свернула свою деятельность к концу 1985 г. Перестала существовать марка с клеверным листом в качестве эмблемы.

Фото мотоциклов OSSA

Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA Мотоциклы OSSA

Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru