Мотоциклетные гонки прошлого

Мотоциклетные гонки прошлого

В конце 19 столетия появилось новое средство транспорта – мотоцикл. В первый период своего существования (1885-1910 гг.) мотоциклы имели много конструктивных недостатков, которые ограничивали возможность их использования для повседневной эксплуатации; мотоциклы служили в большей степени для прогулок или спортивных соревнований, чем для деловых поездок. В дальнейшем мотоциклы получили широчайшее распространение в качестве наиболее дешевого вида индивидуального транспорта; это явилось следствием систематического и последовательного улучшения эксплуатационных качеств мотоциклов.

Стремление к усовершенствованию конструкции мотоцикла и выявлению сравнительных достоинств различных типов машин привело к организации соревновании на скорость, экономичность и надежность нового транспортного средства. Возникший таким образом мотоциклетный спорт также непрерывно развивался и получил повсеместное распространение, особенно в странах с развитой промышленностью. С момента постройки первых мотоциклов появилась необходимость в разработке методов сравнительной оценки качеств различных конструкций и их деталей. На первом этапе развития мотоциклов единственным средством для получения сравнительных данных служили состязания. Они давали обширный материал для изучения основных качеств мотоцикла, в особенности его динамики. Несмотря па то, что впоследствии были созданы методы экспериментального исследования мотоцикла в лабораторных условиях, мотоциклетные гонки сохранились до наших дней.

Ценность мотоциклетных гонок, как метода дорожных испытаний заключается в том, что механизмы мотоцикла работают с максимальным напряжением, обнаруживая слабые места в течение непродолжительного промежутка времени. Многие дефекты, выявляющиеся при нормальной эксплуатации мотоцикла через несколько лет, могут быть обнаружены во время гонки за несколько часов. Под непосредственным влиянием мотоциклетного спорта в конструкцию мотоцикла был внесен ряд изменении и усовершенствований. Так, например, механизмы ножного переключения передач, рессорные рамы, телескопические и рычажные передние вилки и многие другие детали, которые сначала считались принадлежностью спортивного мотоцикла, позднее вошли в конструкцию дорожных мотоциклов.

Гоночный мотоцикл всегда являлся воплощением прогрессивной технической мысли. Он предопределял дальнейшую конструкцию дорожного мотоцикла. Сравнивая техническую характеристику современного дорожного мотоцикла с характеристикой гоночных мотоциклов 1925-1930 гг., нетрудно убедиться в их аналогии по целому ряду параметров, например по числам оборотов, степеням сжатия и литровым мощностям. Таким образом, подтверждается известная мысль о том, что скоростная машина любого этапа развития техники представляет собой в основе прообраз стандартного средства транспорта будущего.

Появление автострад выдвинуло совершенно новые требования в отношении быстроходности, надежности и долговечности мотоциклов. Возникла необходимость в мотоциклах, приспособленных к длительной работе на высокой скорости. Совершенно очевидно, что при разработке быстроходных мотоциклов целесообразно было учесть многолетний опыт использования гоночных мотоциклов, полученный в аналогичных условиях эксплуатации. Результаты работы над специальными гоночными мотоциклами в первую очередь реализуются на спортивных мотоциклах, представляющих собой промежуточный тип между гоночным и дорожным, а затем уже применяются в серийных конструкциях. Благодаря такой последовательности конструктивные принципы, заложенные в гоночных мотоциклах, подвергаются многократной практической проверке, раньше чем проникнуть в массовое производство. Подобная проверка приобретает особое значение, если учитывать, что спортивные мотоциклы во многих странах насчитываются десятками тысяч и существуют в самых разнообразных конструктивных выполнениях.

Следует также отметить роль мотоциклетных гонок как средства технической пропаганды. Таким образом, мотоциклетный спорт имеет большое прикладное значение благодаря тому влиянию, которое он оказывает, с одной стороны, на усовершенствование мотоциклов и, с другой стороны, на повышение квалификации технических кадров. Главной особенностью рассматриваемого вида спорта является его тесная, неразрывная связь с техникой и через технику с прикладными науками.

С течением времени возникло довольно много разновидностей мотоциклетного спорта; например, шоссейные гонки, трековые гонки, гонки по пересеченной местности (кроссы), испытания на регулярность хода и надежность в разнообразных дорожных условиях, рекордные заезды, гонки на подъем. Следует отметить, что не все эти разновидности можно признавать в одинаковой мере полезными. С точки зрения влияния на прогресс мотоциклетной техники наиболее полезными, классическими видами мотоциклетного спорта являются с одной стороны, те виды гонок, в которых достигаются высокие скорости, и, с другой стороны, пробеги на регулярность хода и надежность, которые служат испытанием мотоциклов стандартного типа.

Если шоссейные гонки на мотоциклах дали мотоциклетной технике ряд усовершенствований, обеспечивших хорошую приемистость, повышенную устойчивость и управляемость современного мотоцикла, а также эффективные тормозные системы, то трековые гонки на большие дистанции и рекордные заезды в значительной степени помогли добиться высоких динамических показателей мотоциклетных двигателей. Мотоциклетный спорт мог развиваться только при наличии авторитетных организаций, регламентирующих скоростные состязания, так как технические правила гонок определяют свойства мотоциклов, допускаемых к состязаниям, и путь, по которому направляется прогресс техники спортивных мотоциклов.

Руководящую роль в развитии мотоциклетного спорта в первые годы его существования играл Мотоциклетный клуб Франции, а в 1904 г. была создана международная организация, регламентирующая скоростные состязания – Интернациональная Федерация Мотоциклетных клубов (Federation Internationale des Clubs Motocycliste – FICM); в 1946 г. эта организация была преобразована в Интернациональную Федерацию Мотоциклистов (Federation Internationale Motocycliste – FIM). В этой федерации объединяются представители центральных мотоциклетных клубов различных стран. Постоянным местопребыванием FIM является Париж. Работа органов, регламентирующих мотоциклетные гонки, в основном сводится к тому, чтобы используя правила соревнований определять направление технического развития мотоциклов.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru