Мотоциклы Monet Goyon – Франция

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

Monet Goyon – Франция 1919-1957

В 1916 году Жозеф Монэ (Joseph Monet) и Адриен Гойон (Adrien Goyon) начали выпуск транспорта для инвалидов продолжавшейся Первой мировой войны. Трехколесная тележка с легким креслом и велосипедной вилкой спереди вместо руля оснащалась педальным узлом. Вместо педалей были ручки, а цепной привод шел на переднее колесо. Машина подходила далеко не всем инвалидам, и в поисках альтернативы компаньоны обнаружили в Англии своеобразный трехколесный автомобиль «Ото Вил» (Auto Wheel), у которого на передней вилке размещался мотор, приводивший цепью переднее колесо.

Компаньоны приобрели лицензию на изготовление, назвав свою версию «Ру-Мотрис» (Roue-Motrice). С 1919 года параллельно началось изготовление двухколесного «Велото» (Velauto) - одного из предков современных мотороллеров. Трубчатая рама начиналась от рулевой колонки и внизу образовывала площадку для ног. Сзади располагался агрегат типа «мотор колесо», основой которого стал одноцилиндровый 124-кубовый нижнеклапанный мотор, созданный по английской лицензии.

С 1921 года скутер оснащался аналогичным 117-кубовым агрегатом собственной конструкции «Монэ-Гойон». Победа в «Скутерном чемпионате Франции» лишний раз продемонстрировала отличные качества машины. Популярность ее была столь высока, что даже королева Бельгии Елизавета распорядилась приобрести несколько экземпляров для своего двора. Комфорт обеспечивался не только передней, но и задней подвеской на вертикальных пружинах. В качестве силового агрегата уже использовался двухтактный двигатель «Вилльерс» мощностью 3 л.с.

Кроме инвалидных трициклов и мотороллеров, под маркой «Монэ-Гойон» с 1920 года началось производство мотовелосипеда. Коленчатый вал мотора располагался поперек рамы. Коробки передач и сцепления не было, лишь небольшой внешний маховик крепился на цапфе коленчатого вала. Цепь привода заднего колеса шла непосредственно от мотора. В задней ступице имелись обгонная муфта и тормозной механизм с приводом от педального узла. Ручной клещевой тормоз действовал на обод переднего колеса.

Уже с 1922 года в серию пошли мужская и дамская версии мотоцикла с двухтактным двигателем «Вилльерс» рабочим объемом 147 см3 и мощностью 2 л.с. В трансмиссии появилась двухступенчатая коробка передач, а привод заднего колеса сделали ременным. Оба тормоза, ручной и ножной, действовали на заднее колесо. Согласно многочисленным пожеланиям на мотоцикле появились длинные плоские подножки и педаль кикстартера. Дублирующий цепной привод отсутствовал, а по заказу машина могла даже оснащаться системой электрического освещения.

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

В 1924 году покупателям предлагались уже пять различных моделей «Монэ-Гойон» с двигателями «Вилльерс» рабочим объемом 147, 175, 250 и 350 см3. Наиболее знаменитой из них стала модель «175 Супер спорт» (Super Sport). Эти мотоциклы благодаря гонщикам Жанин (Janin), Гомер (Homaire), Сюрдо (Sourdot) и другим с 1924 по 1927 год регулярно выигрывали чемпионаты Франции в классе 175 см3, за что удостоились чести нести на бензобаке трехцветный кружок со специальной надписью.

Благодаря соответствующей рекламе очень хорошо продавалась модель «ZS», представлявшая собой точную копию знаменитого гоночного мотоцикла. В 1928 году появилась 175-кубовая модель «Супер Спорт ТТ» с двигателем «Вилльерс», оснащенным съемной алюминиевой головкой цилиндра. Из алюминия отливались также картер мотора и поршень. Впервые на мотоциклах «Монэ-Гойон» была применена система раздельной смазки двухтактного двигателя, результатом чего стала возможность использовать для мотора высококачественный автомобильный бензин. Мощность мотора составляла 15 л.с., а мотоцикл мог разгоняться до 130 км/ч, что позволило этой машине завоевать многочисленные спортивные победы в своем классе.

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

С 1925 года серийно выпускались модели «Монэ-Гойон» со швейцарскими моторами МАГ - верхнеклапанными и «клапан над клапаном», рабочим объемом от 250 до 500 см3., с дуплексной трубчатой рамой. Топ-моделью того времни стал мотоцикл серии «Н» с 500-кубовым верхнеклапанным двигателем МАГ мощностью 15 л.с. Мотор имел две выхлопные трубы и механический маслонасос со стеклянным глазком для контроля его работы. Имелся также дополнительный маслонасос с ручным приводом для добавки смазки при особо тяжелых режимах движения. По заказу на этот мотоцикл устанавливалась полная система электрооборудования: генератор, аккумулятор, центральная фара, задний фонарь и электрический звуковой сигнал.

В 1928 году под маркой «Монэ-Гойон» был представлен мотоцикл модели «BL», с двухтактным 344-кубовым двигателем «Вилльерс», имевшим два вертикальных цилиндра и маховичное магнето. Эта модель появилась и в проспектах фирмы за 1929 год, но по каким-то причинам серийное производство этой машины с заявленной скоростью 115 км/ч так и не началось.

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

В 1928 году было заключено соглашение между компанией «Монэ-Гойон» и владельцем фирмы «Коле-Эскофье» инженером и гонщиком Раймоном Гиге. Согласно этому договору, Гиге с 1929 года получал финансовую поддержку своей гоночной программы, а серийные мотоциклы продавались под двумя марками. Поскольку с 1929 года во французском чемпионате запрещалось участие мотоциклов с импортными моторами, то соглашение было выгодно обеим сторонам.

Ряд двухтактных мотоциклов «Монэ-Гойон» пополнился в 1931 году машиной с 98-кубовым двухтактным мотором. Эта версия строилась как в дамском, так и в мужском исполнениях. Тогда же дебютировал первый нижнеклапанный блок-мотор собственной разработки «Монэ-Гойон», который имел цепной привод трехступенчатой коробки передач. Отдельной цепью приводился во вращение генератор. Силовой агрегат ставился на 350-кубовую модель «MG35», затем на аналогичную «М4» и на 250-кубовую «М2». Этот мотор, сделанный очень быстро, оказался довольно неудачным, и у покупателей возникали определенные притензии к его работе.

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

В то же время двигатели МАГ, традиционно хорошего качества, постепенно дорожали без какого-либо улучшения конструкции. Раймон Жигу, отвлекшись от совершенствования спортивных «Коле-Эскофье», всерьез занялся разработкой новых силовых агрегатов «Монэ-Гойон». Первые появились на Парижском салоне 1933 года нижнеклапанные «250 L» и «350 L4», а также верхнеклапанная версия «350 LS4» (цифры отражали рабочий объем двигателя). Аналогичные модели «Коле-Эскофье» по названию отличались одной единственной буквой «К», например, «350 KLS4». Новые двигатели находились в едином блоке с трехступенчатой коробкой передач. Тогда же на салоне была представлена последняя модель с покупным 500-кубовым четырехклапанным мотором «Радж».

Весной 1934 года дебютировали мотоциклы с индексом «LSS», получившие четырехступенчатую коробку передач с ножным механизмом переключения. Одновременно в металле воплотился опытный мотоцикл с 500-кубовым двухтактным двигателем, однако дальше испытаний дело не двинулось. Еще через год покупателям были предложены абсолютно новые мотоциклы с 486-кубовым мотором: нижнеклапанный вариант «L5», верхнеклапанный «LS5» и верхнеклапанный с сухим картером и отдельным маслобаком - «LS5S».

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

Последняя версия оказалась самой быстрой, развивая скорость до 135 км/ч. Масса мотоцикла составляла всего 150 кг, что было гораздо лучшим показателем, чем у более тяжелых конкурентов. Тогда же появился 250-кубовый верхнеклапанный мотоцикл модели «LS3». И, наконец, вершиной предвоенной гаммы продукции «Монэ-Гойон» стала 486-кубовая верхнеклапанная версия «LS5L-S.A.», которая вышла на рынок в тот момент, когда наиболее серьезные конкуренты обходились старыми моделями первой половины 30-х годов.

Серия 500-кубовых мотоциклов стоит того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Основу этих машин составляла одинарная открытая трубчатая рама, которую внизу «замыкал» картер двигателя. Мотор нес с левой стороны большой съемный алюминиевый картер, в котором размещались моторная передача и цепь привода генератора (сам генератор располагался между передним крылом и передней опорой двигателя). Верхнеклапанные моторы получили открытый газораспределительный механизм. Четырехступенчатая коробка передач управлялась двуплечей педалью, от которой горизонтальная тяга шла к короткой кулисе механизма переключения.

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

В качестве передней подвески использовалась параллелограммная вилка с трубчатыми перьями, а модификация «LS5L-S.A.» вдобавок получила съемную свечную заднюю подвеску. Две «свечи» с пружинами внутри верхней частью крепились к П-образному бугелю, который шел под задним крылом со специальными выштамповками. Второй бугель, горизонтальный, присоединялся к этим же точкам, но проходил под сиденьем. А вот нижними крепежными болтами «свечи» вставлялись в проушины для установки заднего колеса на раме.

Это простое и оригинальное решение позволяло не только с минимальными затратами оборудовать задней подвеской любую модель фирмы, но и продавать отдельные комплекты для желающих проделать эту работу самостоятельно, благо такая подвеска могла устанавливаться и на 350-кубовые мотоциклы. Кроме того, при установке мягкой подвески ось заднего колеса сдвигалась немного назад, увеличивая колесную базу, что также улучшало устойчивость и управляемость мотоцикла на дороге.

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

Модели с мягкой задней подвеской и несли дополнительный индекс «S.A.». 25 июня 1937 года заводская команда «Монэ-Гойон» на 500-кубовых мотоциклах ринулась на установление рекорда в 24-часовом заезде. Главным из 39 достижений, покоренных в том заезде французами, был именно 24-часовой рекорд: за это время команда преодолела дистанцию в 3223,602 км со средней скоростью 134,32 км/час.

В конце 1937 года модельный ряд компании «Монэ-Гойон» составляли 10 различных двухтактных мотоциклов с 98- и 175-кубовыми моторами, а также 16 четырехтактных моделей с двигателями рабочим объемом 250, 350 и 500 см3, некоторые из которых дополнительно оснащались боковым прицепом. С началом Второй мировой войны количество мотоциклов заметно сократилось. Какое-то время для французской армии поставлялась нижнеклапанная 500-кубовая модификация «L5A».

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

Послевоенная программа «Монэ-Гойон» открывалась мотовелосипедом с 38-кубовым моторчиком «Москито», который строился по лицензии итальянской компании «Гарелли». Правда, против конкурентной 99-кубовой модели «Мобилетт» концерна «Мотобекан» у «Москито» было немного шансов. Возобновившееся сотрудничество с компанией «Вилльерс» вывело на рынок мотоциклы «Монэ-Гойон/Коле-Эскофье» с двухтактными моторами рабочим объемом 98, 115, 125, 200 и 232 см3.

Осенью 1952 года на Парижском салоне был представлен последний мотоцикл компании с четырехтактным двигателем. Верхнеклапанный 125-кубовый двигатель в блоке с четырехступенчатой коробкой передач поставлялся компанией АМК (АМС). Модели «Монэ-Гойон S4CC» и «Коле-Эскофье KS4CC», оснащенные телескопической передней вилкой, продержались в производстве до 1955 года. На некоторой части мотоциклов компании, в основном больших кубатур, устанавливалась задняя подвеска конструкции инженера Грегуара (Gregoire), включавшая в себя не только вертикальные, но и горизонтальные пружины.

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

Дебютировавший в 1953 году мотороллер «Старлетт» (Starlett), оснащавшийся в разных версиях 98- и 115-кубовыми силовыми агрегатами «Вилльерс», оказался довольно неудачным по причине конструктивных дефектов. В 1957 году появилась новая модель мотороллера - «Долина» (Dolina), строившаяся в сравнительно небольших количествах.

В 1955 году появился самый, наверное, известный послевоенный мотоцикл «Монэ-Гойон», получивший название «Пульман» (Pullmann) и оснащавшийся 125-кубовым мотором мощностью 5 л.с. и трехступенчатой коробкой передач. В 1957 году его дополнила 200-кубовая версия. Этот мотоцикл отличался от других развитой капотировкой, как у мотороллера, и глубоким передним крылом.

Двигатель спереди закрывался очень характерной решеткой (у автомобилистов аналогичная конструкция имела точное прозвище «куриная грудь»). Сдвоенное седло, короткорычажная передняя вилка и мощный треугольный маятник задней подвески, чуть видный из-под облицовки, дополняли облик машины.

Мотоциклы Monet Goyon - Франция

С 1956 года строилась и очень похожая модель «Касто» (Castor) с 98-, а затем и 115-кубовыми моторами. Но появление новых моделей из-за общего кризиса на рынке мототехники не смогло спасти компанию «Монэ-Гойон», и 1959 год стал для нее последним.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru