Мотоциклы Matchless – Великобритания

Мотоциклы Matchless - Великобритания

Matchless - Великобритания 1901-1969

Гарри Коллир (Harry Collier), основавший в 1878 году компанию по производству велосипедов, без лишней скромности дал своей продукции марку «Matchless» – в переводе с английского «Несравненный». К началу XX века оказалось, что его сыновья, Гарри-младший и Чарльз (Charles), сочетали в себе таланты предпринимателей, конструкторов и гонщиков.

Уже в 1898 году они начали эксперименты с установкой на велосипед двигателя внутреннего сгорания. Первый образец имел мотор, установленный над передним колесом, затем братья опробовали компоновку с двигателем за подседельной трубой рамы. Первый же серийный образец, выпущенный в 1901 году, имел одноцилиндровый мотор «Де Дион», подвешенный к передней трубе рамы, и ременную передачу на заднее колесо. Уже в 1902 году братья представили мотоцикл с двигателем, установленным вертикально в нижнем углу рамы, и передней короткорычажной вилкой толкающего типа.

Самые первые мотоциклы использовали одноцилиндровые моторы «Де Дион» и «Эм-Эм-Си» (ММС), но уже в 1905 году увидела свет машина с двухцилиндровым V-образным двигателем ДжАП. Она имела не только переднюю рычажную подвеску, но и маятниковую заднюю. На этом мотоцикле Гарри Коллир-младший представлял Британию в гонке на Международный кубок - первой попытке устроить нечто вроде чемпионата мира. В 1906 году к нему присоединился и Чарльз, занявший почетное третье место.

Соревнования на Международный кубок проводились по своеобразной формуле: гонщики выступали на мотоциклах, полностью изготовленных промышленностью их стран, причем масса мотоцикла не должна была превышать 50 кг. Именно последнее условие не устраивало братьев Коллир, которые считали, что оно стимулирует разработку очень мощных, но крайне ненадежных гоночных монстров, имеющих мало общего с дорожными мотоциклами.

Возвращаясь с гонки, они обсудили с руководителем британской команды маркизом Маузилли де Сен Map (Mouzilly de St Mars) возможность проведения в Великобритании соревнования для обычных «туристских» мотоциклов. Следствием этого разговора стало учреждение знаменитой «Турист Трофи» (Tourist Trophy) - гонки на мотоциклах, оказавшей огромное влияние на развитие мотоспорта и мотоцикла как такового не только в Великобритании, но и во всем мире.

Мотоциклы Matchless - Великобритания

Первая гонка «Турист Трофи» состоялась в 1907 году, и в классе одноцилиндровых машин победил Чарльз Коллир, показавший среднюю скорость 61,5 км/ч. Его мотоцикл отличался чрезвычайно передовым по тем временам двигателем ДжАП - короткоходным (85x76 мм, 431 см3), с принудительным приводом параллельных верхних клапанов.

Гарри-младший выиграл гонку 1909 года, а через год Чарльз занял первое место, Гарри - второе. С большим успехом братья выступали также на треке Бруклэндз, установив немало рекордов. Несколько раз они поднимали и планку абсолютного рекорда скорости до 146,79 км/ч в 1911 году (Чарльз Коллир на мотоцикле с 1000-кубовым мотором ДжАП).

После 1911 года братья несколько охладели к спортивным состязаниям: возможно, их остудила обидная дисквалификация за заправку вне боксов приехавшего вторым на финиш «Турист Трофи» Чарльза. Зато они занялись совершенствованием серийной продукции, основу которой составляли мотоциклы с моторами ДжАП - одноцилиндровым 500-кубовым и двухцилиндровым V-образным 1000-кубовым.

В 1912 году на машинах компании появилась трехступенчатая коробка передач, помещавшаяся в ступице заднего колеса. Была опробована также конструкция с клиноременным вариатором. Специальный «дамский» вариант одноцилиндровой модели имел раму с изогнутой верхней трубой, позволяющей сидеть в юбке. Но главной новинкой сезона стал первый двигатель собственного производства 488-кубовый одноцилиндровый четырехтактный агрегат.

Как ни странно, но больших заказов на мотоциклы компания во время Первой мировой войны не получила, занимаясь в основном производством деталей для самолетов. Послевоенная программа поначалу состояла только из тяжелых мотоциклов с двухцилиндровыми V-образными моторами ДжАП и МАГ. Вершиной гаммы стала модель «Н» с 965-кубовым двигателем, интегральной рамой для мотоцикла и коляски и пружинной подвеской заднего колеса и колеса коляски.

Легкая одноцилиндровая машина появилась в программе компании лишь в 1923 году это была модель «L» с 348-кубовым нижнеклапанным мотором «Блекбёрн». Через год появилась и тяжелая одноцилиндровая модель «М», с 591-кубовым верхнеклапанным двигателем собственной разработки. В том же 1924 году дебютировала спортивная модель «HR» с 347-кубовым мотором.

Братья Коллир при создании этой машины вновь проявили себя конструкторами, склонными к неординарным решениям: двигатель, развивавший максимальную мощность 13 л.с., получил верхний распредвал, приводимый вертикальным валом и коническими шестернями, причем механизм привода располагался за цилиндром, а карбюратор и выпускная труба были смонтированы спереди.

Мотоциклы Matchless - Великобритания

В 1925 году на смену покупным моторам был создан собственный двухцилиндровый V-образный нижнеклапанный 990-кубовый двигатель (развивавший максимальную мощность 24 л.с.), и вскоре компания полностью перешла на использование моторов своего изготовления. К 1927 году гамму дополнили 249-кубовая нижнеклапанная модель «R», одноцилиндровые «пятисотки» в нижнеклапанном и верхнеклапанном вариантах и верхнеклапанная версия 990-кубовой двухцилиндровой машины.

В декабре 1929 года на выставке «Олимпия» компания представила сенсационную новинку конструкции Чарльза Коллира. Машина, получившая звучное имя «Силвер Эрроу» (silver arrow - серебряная стрела), отличалась двухцилиндровым V-образным 397-кубовым двигателем со столь малым развалом цилиндров (26°), что к оси вращения коленвала, поэтому нижние клапаны располагались вертикально.

Заднее колесо имело маятниковую подвеску: две цилиндрические пружины и фрикционный демпфер были установлены под седлом. Над рулем располагалась приборная панель. За бесшумность и плавность работы машину сразу же окрестили «шепчущим чудом» (whispering wonder), но более чем скромная динамика (16-сильный мотор с трудом разгонял мотоцикл до 95 км/ч) не способствовала популярности модели.

Эту ошибку постарались устранить в новой, дебютировавшей год спустя модели «Силвер Хок» (silver hawk - серебряный ястреб). Ее спроектировал Берт (Bert) Коллир -младший из трех братьев. Четырехцилиндровый V-образный 592-кубовый 26-сильный двигатель представлял собой как бы сдвоенный мотор «Сил-вер Эрроу», но единый на четыре цилиндра распредвал был установлен наверху, с приводом вертикальным валом и коническими шестернями. Шасси с подрессоренным задним колесом и панель приборов над рулем новинка также позаимствовала у «Силвер Эрроу». Увы, сложный и дорогой мотоцикл нашел не слишком много приверженцев в условиях разразившегося кризиса.

Мотоциклы Matchless - Великобритания

Но провал этих амбициозных проектов нисколько не отразился на положении компании. Ее основная продукция - широчайшая гамма надежных мотоциклов с моторами рабочим объемом от 250 до 1000 см3 находила неплохой сбыт даже в условиях экономического спада. Благосклонно восприняла публика и переход в 1931 году на новые одноцилиндровые модели с наклоненным вперед цилиндром (нижнеклапанные 246, 498 и 586 см3 и верхнеклапанные 246, 347 и 495 см3).

Хорошее финансовое здоровье позволило компании в 1931 году поглотить одного из своих главных соперников «Эй-Джей-Эс». Производство этих мотоциклов было переведено на основной завод в Вулвиче, юго-восточном пригороде Лондона, и со временем «Эй-Джей-Эс» и «Матчлесс» стали различаться лишь эмблемами на бензобаке и мелкими техническими особенностями.

Мотоциклы Matchless - Великобритания

Большой шаг вперед компания совершила в апреле 1935 года, когда на рынок вышел совершенно новый одноцилиндровый мотоцикл модели «G3». Его 347-кубовый двигатель имел вертикально установленный цилиндр, верхние клапаны с закрытыми шпилечными пружинами, систему смазки с сухим картером и развивал максимальную мощность 16 л.с. при 5200 об/мин.

Мотор и четырехступенчатая коробка передач с ножным переключением были установлены в трубчатую дуплексную раму. Аналогичная модель под маркой «Эй-Джей-Эс» отличалась тем, что магнето было установлено не за цилиндром, а перед ним. К концу года гамму дополнили технически сходные модели «G2» (246 см3, 11 л.с.) и «G80» (498 см3, 23 л.с. ); последнюю выпускали также в форсированном варианте «G90»).

Еще одно ценное приобретение компания сделала в 1938 году, купив известную мотоциклетную фирму «Санбим». Таким образом, появился холдинг, названный в том же году «Эсоушиэйтед Мотор Сайклз» (Associated Motor Cycles) или просто «Эй-Эм-Си». К тому времени «Матчлесс» стал крупным поставщиком двигателей: его моторы применяли на мотоциклах «Браф-Сюпериор», «Кэлторп», «Ковентри-Игл», «Оу-И-Си» и «ОКей Сьюприм», а также на автомобилях «Морган».

Мотоциклы Matchless - Великобритания

К сезону 1940 года одноцилиндровые модели получили новую раму с одинарной передней трубой. Но разразившаяся война заставила сосредоточиться в основном на производстве одной модели - «G3» (получив в 1941 году переднюю телескопическую вилку с гидроамортизацией, она сменила индекс на «G3L»). Динамичная и надежная, эта модель стала одним из самых массовых мотоциклов Второй мировой войны. Компания поставила в войска более 80 тыс. этих машин.

«G3L» и его 500-кубовый собрат «G80» (также с телескопической передней вилкой) стали основой послевоенной гаммы компании. В 1947 году началось серийное производство спортивных вариантов этих машин. Они успешно выступали в мотокроссах, соревнованиях по триалу и гонках на травяных треках. А в 1948 году появился мотоцикл «G9» с рядным вертикальным двухцилиндровым верхнеклапанным 498-кубовым 26-сильным двигателем.

В отличие от «двоек» других английских компаний, «Матчлесс» и его двойник «Эй-Джей-Эс» получили мотор с трехопорным коленвалом (центральный подшипник скольжения и роликовые боковые). Машину отличали также удобное двухместное седло и задняя маятниковая подвеска с гидроамортизаторами, вскоре такая подвеска появилась и на одноцилиндровых моделях.

Мотоциклы Matchless - Великобритания

Хотя концерн «Эй-Эм-Си» еще в 1943 году продал марку «Санбим» компании БСА, он в послевоенные годы начал агрессивную политику захвата ослабевших фирм. В 1947 году он купил компанию «Фрэнсис-Барнетт», в 1952 - «Джеймс», а в 1956 - легендарный «Нортон». В начале 50-х годов завод в Вулвиче стал одним из крупнейших мотозаводов в мире: еженедельно он выпускал более 400 мотоциклов.

Хороший потенциал нового двухцилиндрового мотора вдохновил конструкторов на создание его гоночной версии. В 1953 году на сцену вышел «G45» с 499-кубовым двигателем, форсированным до 45 л.с. Хотя этот аппарат не мог составить серьезной конкуренции специальным спортивным машинам - его лучшим достижением стало второе место Боба Брауна (Bob Brown) на Гран-При Ольстера в 1956 году - за свою доступность и легкость обслуживания он полюбился независимым гонщикам.

В 1958 году эту машину в производственной программе сменил более агрессивный «G50». Его одноцилиндровый 496-кубовый двигатель мощностью 49 л.с., с приводимым цепью верхним распредвалом, фактически был развитием 350-кубового гоночного мотора «Эй-Джей-Эс 7R». Англичанин Алан Шеперд (Alan Shepherd) на этом мотоцикле дважды - в 1962 и 1963 годах - завоевывал серебряные медали чемпионата мира.

Мотоциклы Matchless - Великобритания

Мотоциклы «Матчлесс», как дорожные, так и спортивные, завоевали немалую популярность не только в Европе, но и в США. Заокеанский рынок всегда был неравнодушен к большим кубатурам, и в 1955 году компания представила модель «G11» с 592-кубовым 32-сильным двухцилиндровым двигателем - прямым развитием конструкции «G9». Спортивный вариант «G11CSR», дебютировавший в 1957 году, развивал мощность 39,5 л.с. и с легкостью разгонялся до магических 100 миль в час (160,9 км/ч).

Рост мощностей и рабочих объемов продолжался: в 1959 году на смену «G11» пришло семейство «G12», с 646-кубовым мотором (мощностью 43 л.с. в стандартном варианте и 46 л.с. в версии «G12CSR»). В сезоне 1961 года эти мотоциклы получили новую ходовую часть с дуплексной рамой. Дебютант 1964 года модель «G15» - имел 745-кубовый 49-сильный двигатель «Нортон Атлас» (Atlas).

Мотоциклы Matchless - Великобритания

В средних кубатурах основу гаммы составляли спроектированные еще до войны модели «G3» и «G80». В 1954 году, когда стал доступен высокооктановый бензин, мощность их двигателей за счет повышения степени сжатия довели до 18 л.с. у 350-кубового варианта и 26 л.с. у 500-кубового. В 1958 году на смену магнето пришли катушки зажигания, а в 1960 году мотоциклы получили дуплексные рамы. Новинкой 1959 года стала спроектированная с чистого листа модель «G2» с короткоходным верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем (248 см, 18 л.с.).

Увы, ни старые, ни новые конструкции уже не выдерживали конкуренции с продукцией соперников. Продажи падали, и в 1966 году концерн «Эй-Эм-Си» был объявлен банкротом. На его развалинах возникла компания «Нортон-Вилльерс» (Norton-Villiers Ltd.). Завод в Вулвиче выпускал мотоциклы «Матчлесс G15» до 1969 года.

Мотоциклы Matchless - Великобритания

Попытку возродить славное имя предпринял в 1987 году Лес Харрис (Les Harris), известный производитель запчастей для классических британских мотоциклов. Он выпускал также «Триумф Бонвиль» (Triumph Bonneville), после того как Джон Блур (John Bloor) прекратил изготовление мотоциклов старой школы.

Харрис приобрел права на марку «Матчлесс» и представил под обозначением «G80» мотоцикл с 494-кубовым 40-сильным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» (Rotax), рамой собственного изготовления и компонентами шасси в основном итальянского производства. Но ретромания в те годы не шла ни в какое сравнение с ее нынешним размахом, и вскоре возрожденный «Матчлесс» вновь прекратил свое существование.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru