Мотоциклы Magnat-Debon – Франция

Мотоциклы Magnat-Debon — Франция

Magnat-Debon – Франция 1902-1958

Фирма «Magnat-Debon», которую основали в 1893 году в Гренобле Жозе Магнат (Joseph Magnat) и Луи Дебон (Louis Debon), начинала свою деятельность как изготовитель велосипедов. Постепенно, присмотревшись к ситуации на рынке, компаньоны пришли к мысли о создании моторизованного транспорта. Первый мотоцикл «Магнат-Дебон», появившийся в 1902 году, оснащался покупным силовым агрегатом фирмы «Де Дион». Начиная со следующего года предприятие освоило самостоятельное изготовление двигателей, а в 1905 году на рынок вышел мотоцикл с мотором рабочим объемом 334 см3, оснащенная высоковольтным магнето «Симмс-Бош» (Simms-Bosch) с шестеренным приводом.

Этот мотоцикл успешно выступал в многочисленных соревнованиях, а ведущим гонщиком фирмы «Магнат-Дебон» стал Жюль Эскофье, позже получивший известность как один из основателей компании «Коле-Эскофье». Мотоциклы «Magnat-Debon» внешне не сильно отличались от продукции фирм-конкурентов — продолговатый бензобак, ременный привод заднего колеса и вспомогательный педальный привод с тормозным механизмом в ступице заднего колеса. Одноцилиндровые двигатели мощностью 2 и 2,75 л.с. долгое время оснащались автоматическим впускным клапаном.

Первая серьезная новинка появилась в 1910 году, когда на мотоциклах компании сразу появились одноцилиндровый нижнеклапанный мотор с наклонным цилиндром, рабочим объемом 331 см3 и мощностью 2,75 л.с., открытая рама и короткорычажная передняя вилка. Название предприятия годом раньше изменилось на «Магнат, Дебон и Мозер» (Magnat, Debon et Moser). Стараниями инженера Мозера и гонщика-консультанта Эскофье на карбюраторах, которые предприятие изготавливало самостоятельно, появилась воздушная заслонка.

Тем не менее Эскофье не захотел делить с Мозером должность главного инженера и в 1912 году ушел с предприятия, оставшись, правда, продавцом мотоциклов «Магнат-Дебон» и выступая на них какое то время в гонках. Затем он стал строить собственные мотоциклы, использовав общую схему опытного мотора «Magnat-Debon», пошедшего в серию уже после его ухода. За год до этого предприятие сменило название на «Магнат-Мозер», хотя торговая марка осталась прежней.

В 1912 году двигатель с автоматическим впускным клапаном был снят с производства, и покупателям какое-то время предлагалась лишь нижнеклапанная модель мотоцикла. А чуть позже в серию пошла опытная разработка, созданная совместно Мозером и Эскофье - мотоцикл с верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 398 см3 и мощностью 3,25 л.с. Два клапана располагались в съемной стальной головке параллельно оси стального же цилиндра, привод клапанов был открытым, штанги привода шли параллельно цилиндру с правой стороны. Карбюратор, отлитый из стали, крепился за цилиндром на специальном патрубке.

Мотоциклы Magnat-Debon — Франция

От корпуса карбюратора вверх шел трубчатый кожух, в котором помещался вал привода дроссельной заслонки золотникового типа. На верхнем конце вала помещалась рукоятка, скользившая по зубчатому сектору, расположенному горизонтально над 6-литровым бензобаком. Таким образом, дроссельная заслонка не просто вращалась, но и могла фиксироваться в определенном положении, что значительно облегчало управление мотоциклом. Рядом с рукояткой дроссельной заслонки на баке находилась и ручка механизма опережения зажигания. Любопытно был выполнен привод ролика натяжения ремня привода заднего колеса: ось ролика могла вертикально перемещаться по вертикальному пазу с помощью троса, который шел вверх к бензобаку.

Под баком поперек рамы крепилась катушка с ручкой, вращая которую, водитель и осуществлял изменение натяжения ремня. На заднем колесе добавился башмачный тормоз, действовавший на ременный шкив. Годом позже в серию пошла чуть упрощенная модель, у которой цилиндр с несъемной головкой отливались из чугуна, а в систему смазки был добавлен ручной нагнетательный насос. При весе 50-60 кг мотоцикл был способен развивать скорость до 90 км/ч. В 1914 году гамму мотоциклов «Magnat-Debon» дополнила модель с V-образным двухцилиндровым верхнеклапанным мотором рабочим объемом 498 см3 и мощностью 4 л.с. Двигатель был выполнен подобно первым одноцилиндровым образцам — со стальными цилиндрами и съемными стальными головками, а магнето системы зажигания теперь располагалось перед первым цилиндром.

Мотоциклы Magnat-Debon — Франция

С этими тремя мотоциклами компания «Магнат-Мозер» благополучно пережила Первую мировую войну, но в послевоенный период сил на развитие модельного ряда уже не хватало, в то время как конкуренты, многие из которых в войну получили армейские заказы, обладали гораздо большим потенциалом. Чтобы не разориться совсем, фирма «Магнат-Мозер» в 1923 году влилась в состав компании «Терро». Новые хозяева не стали убирать с рынка довольно популярную марку, так что во многом одинаковые мотоциклы строились в Лионе под маркой «Терро» и в Гренобле под маркой «Magnat-Debon». Кроме различий во внешней отделке, иногда отличалась комплектация: так, если часть моделей «Терро» оснащалась моторами ДжАП, то для «Magnat-Debon» приобретались силовые агрегаты «Блэкбёрн».

С 1926 года на рынке появляются мотоциклы «Magnat-Debon» с двухтактными двигателями рабочим объемом 175 и 250 см3. В середине 30-х годов, когда компания «Терро» малыми сериями строила гоночные мотоциклы с верхнеклапанными моторами, имевшими открытый клапанный механизм и характерное расположение штанг привода клапанов под небольшим углом друг к другу, аналогичные модели строились и под маркой «Magnat-Debon». Например, версии «Терро 350 НСР» соответствовала очень похожая машина «Магнат-Дебон 350 ВСР».

После Второй мировой войны мотоциклы обеих марок претерпели постепенное превращение из тяжелых четырехтактных в легкие двухтактные. В 50-е годы появились весьма популярные скутеры с 99- и 125-кубовыми силовыми агрегатами, также предлагавшиеся на рынке под двумя наименованиями. Точно также практически одновременно обе марки исчезли с мотоциклетного рынка в 1958 году, когда компания «Терро» перешла под юрисдикцию концерна «Пежо».


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru