Мотоциклы Kcehler-Escoffier – Франция

Мотоциклы Kcehler-Escoffier

Kcehler-Escoffier – Франция 1913-1957

В 1912 году Марсель Коле (Marcel Koehler) и Жюль Эскофье (Jules Escoffier) организовали акционерное общество по выпуску мотоциклов. Коле был начинающим инженером, тогда как Эскофье уже считался известным гонщиком и механиком.

У него имелся собственный проект мотоцикла с 500-кубовым двигателем, ставший развитием одной из моделей компании «Магнат-Дебон», где Эскофье в тот момент работал. Эта фирма выпускала модель с одноцилиндровым 400-кубовым мотором, который имел два клапана, вертикально установленных в головке цилиндра. Управлялись клапаны через коромысла параллельными штангами, шедшими сбоку вдоль цилиндра.

Эскофье использовал эту схему, но у его мотора рабочим объемом 500 см3 было два V-образно расположенных цилиндра с вертикальными клапанами в головках. Штанги толкателей располагались не сбоку двигателя, а между цилиндрами, с внутренней стороны каждого из них. Таким образом, вместо сложного механизма передач конструктор обошелся одним распределительным валом, который располагался поперек картера, параллельно коленчатому валу.

Мотоциклы Kcehler-Escoffier

На площадке между цилиндрами разместилось магнето системы зажигания. С правой стороны картера двигателя находился вертикальный кожух, где скрывался единый привод распредвала, магнето и масляного насоса. Получился очень изящный и компактный двигатель, за характерные обводы картера получивший прозвище «Мандолина». Для остановки использовался башмачный задний тормоз. Подвеска машины ограничивалась короткорычажной передней вилкой. Трансмиссия машины состояла из ременного привода непосредственно с мотора на заднее колесо.

Эти мотоциклы, строившиеся небольшой серией, сразу завоевали много наград в различных соревнованиях, выступая как в одиночном варианте, так и с коляской. В конце 1913 года Эскофье модернизировал мотоцикл, установив на него коробку передач типа «Эн-фильд» (Enfield) очень простой и одновременно остроумной конструкции: фактически передача от мотора на коробку осуществлялась двумя цепями и двумя парами звездочек.

Механизм переключения просто фиксировал одну из них на выходном валу, где располагалась также звездочка цепного привода заднего колеса. Переключение происходило с помощью длинного вертикального вала, который шел от трансмиссии вверх и заканчивался над бензобаком. За характерную поворотную рукоятку вся конструкция быстро получила прозвище «кофемолка».

Мотоциклы Kcehler-Escoffier

Зима 1913-14 годов едва не стала последней для молодой фирмы: в конце 1913 года Коле был призван в армию, а в апреле 1914 года Эскофье скончался после долгой болезни. Затем началась Первая мировая война, и Коле демобилизовался лишь в 1919 году. Кстати, с 1915 года он состоял представителем авиационного отделения фирмы «Рено» (Renault) в Санкт-Петербурге, где контролировал сборку поставлявшихся российской армии двигателей. В том же году Коле вместе с вдовой Эскофье продали фирму и название.

После ряда переходов предприятия из рук в руки его владельцем стал Раймон Гиге (Raymond Guiguet), инженер, мотогонщик и один из активистов мотоциклетного клуба в Лионе. Не обладая достаточными средствами. Гиге создал подряд несколько акционерных обществ, пытаясь организовать финансирование предприятия. Параллельно с участием в соревнованиях и громкими победами в Гран При Франции Гиге модернизировал мотоцикл, установив на него трехступенчатую коробку передач «Стёрми-Арчер», а также подготовил версию «Спорт» с V-образным расположением клапанов, полусферической камерой сгорания и новой системой выпуска.

Мотоциклы Kcehler-Escoffier

Однако акционеры видели, что Гиге больше увлекается гонками, чем производством серийной продукции. Никто не захотел рисковать финансами, и к 1926 году Гиге остался единственным владельцем фирмы «Коле-Эскофье» с весьма шатким финансовым положением и четким осознанием того, что возможности «Мандолины» образца 1914 года практически исчерпаны.

Не теряя времени, инженер приступил к созданию кардинально нового одноцилиндрового 500-кубового двигателя, задумав его таким образом, чтобы максимально использовать детали для разработки в дальнейшем 1000-кубового V-образного мотора. «Пятисотка» получила наклонный цилиндр с распределительным валом в головке. Распредвал приводился шедшим вдоль цилиндра вращающимся валом с двумя парами конических шестерен.

Мотоциклы Kcehler-Escoffier

Аналогичным образом была сделана и 1000-кубовая двухцилиндровая версия, причем она появилась даже раньше «пятисотки» и на соревнованиях привлекала больше внимания, дебютировав в 1927 году. Наряду со спортивными достижениями выяснилось, что надежность машин оставляет желать лучшего. Кроме того, совершенно неудовлетворительно работала система смазки двигателя. Результатом стала продажа за два года всего шести или семи «тысячников» и менее сотни «пятисоток». Финансовое положение Гиге вновь стало катастрофическим.

Спасение пришло в 1978 году, когда Французский мотоциклетный клуб постановил превратить чемпионат Франции в закрытое соревнование. Это отсекало от участия все мотоциклы, сделанные за пределами страны, либо имевшие импортные комплектующие. Компания «Моне-Гойо», не знавшая поражений в чемпионате Франции с 1924 года, была вынуждена искать альтернативу английским и швейцарским моторам.

Мотоциклы Kcehler-Escoffier

Результатом стало соглашение, которое было заключено между «Моне-Гойон» и «Коле-Эскофье». По условиям договора, начиная с 1929 года массовые мотоциклы «Моне-Гойон» продавались под обоими марками, а Раймон Гиге получал, кроме солидных отступных, собственное гоночное подразделение и всю необходимую поддержку для достижения единственной цели - выигрыша чемпионата Франции 1930 года.

Усовершенствованная 500-кубовая машина получила мотор, собранный большей частью на игольчатых подшипниках, модернизированную систему смазки с сухим картером и двухсекционным маслонасосом. Новая головка цилиндра имела два клапана с открытыми шпилечными пружинами и кулачковый вал, закрытый специальной крышкой.

Для лучшего охлаждения картер двигателя в нижней чаcти получил продольные ребра. Из прочих особенностей машины следует отметить короткорычажную переднюю вилку облегченной конструкции и большие колеса с посадочным диаметром 21°. Чемпионат Франции был выигран - максимальная скорость машин на отдельных участках достигала 147 км/ч, а средняя по дистанции составила 97 км/ч. Следующие модели оснащались моторами с вер тикальным, а не наклонным цилиндром, сохранившим кулачковый вал в головке.

Мотоциклы Kcehler-Escoffier

Известный мотогонщик Жорж Монере (Georges Monneret) на этих машинах стал чемпионом Франции 1933 года в классе 350 см3 и 1934 года в классах 250 и 350 см3. Гиге создал и малокубатурные версии своей конструкции. После этого инженер сосредоточился на совершенствовании любимого 1000-кубового детища. Результат ~ 78 л.с. при 8000 об/мин на метаноловой смеси и несколько рекордов, которые до войны так и не были побиты.

Это была «лебединая песня» марки и конструктора: Гиге скончался в 1939 году. Серийные мотоциклы «Коле-Эскофье» до 1957 года оставались двойниками «Моне-Гойон». 1000-кубовая рекордно-гоночная машина после воины несколько лет еще участвовала в соревнованиях, а затем заняла место в одной из музейных коллекций.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru