Мотоциклы Hercules – Великобритания

Мотоциклы Hercules - Великобритания

Hercules – Великобритания 1912-1914, 1955-1961

Сын учителя из Нюрнберга, Карл Маршютц (Carl Marschiitz) еще в ранней юности увлекся модернизацией собственного велосипеда. Это привело его учеником слесаря на одну из велосипедных фабрик Нюрнберга. Затем, после учебы и стажировки на нескольких предприятиях, он в 1886 г. основал небольшую собственную велосипедную фабрику, которая со следующего года стала называться «Нюрнбергская велосипедная фабрика «Геркулес» (Nurnberger Velozipedfabrik Hercules).

К 1894 г. сотня рабочих изготавливала порядка 5 тысяч велосипедов ежегодно, при том, что конкуренция в Нюрнберге была очень высока: на рынке работали такие предприятия, как «Виктория», «Марс», «Триумф» и «Экспресс» ~ впоследствии известнейшие мотопроизводители. Все эти фирмы в первые годы XX века вывели на рынок свои первые мотоциклы.

Мотоциклы Hercules - Великобритания

Не отстала от них и фабрика «Геркулес», к тому моменту уже попробовавшая свои силы в изготовлении автомобилей и электромобилей. В 1904 г. появился первый одноименный мотоцикл с одноцилиндровым двигателем ФН мощностью 4,5 л.с., пульверизационным карбюратором, системой зажигания с магнето и ременным приводом заднего колеса. Эта машина выпускалась в течение некоторого времени, но продолжения тема не получила - основной продукцией предприятия продолжали оставаться велосипеды, а в 1908 г. в серию пошли и грузовые автомобили.

Возвращение к мотоциклам состоялось в 1929-м. Экономический кризис, сильно проредивший ряды мотоциклетных фирм, в то же время расчистил рынок, и Карл Маршютц счел возможным этим воспользоваться, поскольку велосипедное производство приносило стабильный доход. Вспомнив старую практику, он не стал вкладывать средства в освоение силовых агрегатов, предпочитая пользоваться покупными двигателями и коробками передач, в основном немецкого производства.

Мотоциклы Hercules - Великобритания

Как абсолютное большинство немецких велосипедных фабрик, с 1930 г. компания «Геркулес» начала изготовление мотовелосипедов с 74- и 98-кубовыми двигателями «Фихтель унд Закс». Основными же поставщиками силовых агрегатов в 30-е стали фирмы «Барк» и «Колумбус», предлагавшие двигатели и с нижним, и с верхним расположением клапанов рабочим объемом 200 см3, 350 см3 и 500 см3.

Компания «Барк», кроме того, поставляла двухтактные блок-моторы. Верхнеклапанные машины внешне различались очень четко ~ двигатели «Барк» имели две отдельные штанги привода газораспределительного механизма, а у моторов «Колумбус» штанги скрывались в хромированном трубчатом кожухе. Поскольку компания «Геркулес» являлась крупным заказчиком моторов и при этом не строила 250-кубовые мотоциклы вообще, велика вероятность, что верхнеклапанные моторы рабочим объемом 200 см3 были разработаны обоими моторостроителями специально для нее.

Кроме того, по некоторым данным, строились и 500-кубовые модели «Геркулес» с моторами «Кюхен» (Kuchen). Ходовая же часть всех мотоциклов была практически идентичной - трубчатая рама и параллелограммная передняя вилка с трубчатыми перьями. Большая часть четырехтактных мотоциклов строилась в дорожном варианте, но имелась и версия «Гелендешпорт» (Gelandesport), которая отличалась глушителями, поднятыми над ступицей заднего колеса, и выпускными трубами иной формы. В 1940 г. Карл Маршютц вместе с семьей был вынужден эмигрировать в Америку. Управление предприятием перешло в чужие руки, и вскоре выпуск мотоциклов Hercules прекратился.

С 1948-го мототехника марки «Геркулес» вновь появилась на рынке. Сначала это были мотовелосипеды, затем в серию пошли легкие мотоциклы с двухтактными блок-моторами «Закс» и ИЛО рабо чим объемом 135, 175 и 198 см3. Следуя традициям рынка, мотоциклы Hercules постепенно «обзаводились» свечной задней подвеской и телескопической передней вилкой.

Мототехника марки «Геркулес» в этот период не сильно отличалась от того, что предлагали другие фирмы. Когда обозначился спрос на мопеды, фирма по договору с компаниями «Цюндапп» и «Триумф» поставляла им ходовую часть в обмен на двигатели. Кроме того, мотороллеры «Геркулес» представляли собой практически копию аналогичной машины «Триумф Контесса».

Давнее сотрудничество с концерном «Закс» привело к тому, что в 1958 году, по причине общего ухудшения ситуации на рынке, фирма «Геркулес» была приобретена этим промышленным гигантом. Следует вспомнить, что в 1956 году среди 37 мотопроизводителей Германии еще независимая фирма «Геркулес» занимала третье место по общему объему производства, так что этот альянс был выгоден обеим сторонам.

К 1962 г. марка «Геркулес» стала лидером продаж на германском рынке. Программа 1963 г. состояла из мопеда «Аутоматик» (Automatic) с бесступенчатой трансмиссией, мокика «220 MKF», мотоциклов «К 175 SE», «К 103» и «К 50». Последний оснащался новейшим 50-кубовым мотором «Закс» в блоке с пятиступенчатой коробкой передач. Кроме того, совместно с компанией «Рабенайк» по лицензии фирмы КТМ строился 50-кубовый мотороллер. Кстати, в том же году компания «Рабенайк» также вошла в состав концерна «Закс». Все модели, исключая мопед, по моде того времени получили длиннорычажную переднюю вилку и маятниковую заднюю подвеску.

Параллельно серийным моделям, долгое время под маркой «Геркулес» строились мотоциклы для разнообразных внедорожных состязаний. На них впервые была опробована длиннорычажная передняя вилка новой конструкции - несущая часть вместо сварной конструкции из штампованных элементов была сделана из изогнутых труб, а поверх амортизаторов для большей жесткости были навиты пружины. В конце 60-х годов такая передняя вилка, только с меньшим ходом колеса, стала стандартным оснащением дорожных мотоциклов «Геркулес».

Начало 70-х годов марка «Геркулес» отметила целым «букетом» новинок. С 1970 г. часть моделей стала оснащаться дуплексной трубчатой рамой и телескопической передней вилкой. Затем появился «Акку Байк» (Ассu Bike) - миниатюрное транспортное средство с электромотором и вспомогательным педальным приводом, способное преодолевать до 35 км без подзарядки.

На базе внедорожного мотоцикла Hercules «К 125 GS», завоевавшего к тому моменту множество золотых медалей и несколько титулов чемпиона мира во внедорожных соревнованиях, для германской армии начался выпуск специальной модели Hercules «К 125 BW Military» (122 см3, 12,5 л.с.). Но самой главной сенсацией стала презентация на мотосалоне в Кёльне осенью 1970-го модели «W 2000» - первого в мире мотоцикла с роторным двигателем конструкции Феликса Ванкеля (Felix Wankel).

Мотоциклы Hercules - Великобритания

Двигатель с системой принудительного воздушного охлаждения развивал мощность 26 л.с., позже этот параметр несколько возрос. С мотором блокировалась шестиступенчатая коробка передач с кикстартером, при этом имелся и электростартер.

Подготовка к производству несколько затянулась, и в серию мотоцикл пошел лишь в 1974 г.. На следующий год эта модель и легкий мотоцикл «Геркулес 125 S» получили дисковый тормоз переднего колеса. Модель «W 2000» выпускалась до 1977 г. и стала последним «настоящим» мотоциклом марки «Hercules». Затем, под давлением японских компаний, заполонивших европейский рынок, интерес предприятия окончательно сместился в сторону столь популярной в Германии малокубатурной техники.

Мотоциклы Hercules - Великобритания

Продолжался выпуск модели «К 125», мотоцикл для армии получил новый силовой агрегат (180 см3, 17 л.с.) и название «К 180 Military». В большом количестве строились разнообразные электророллеры, был даже сделан велосипед с дамской рамой и вспомогательным электроприводом, так и называвшийся - «Electra».

В 80-е годы «топ-моделями» компании стали легкие 50-кубовые мотоциклы «RX 9» и «Ultra RS 50», а также 80-кубовая версия «Ultra RS 80». Все эти машины получили двухтактный двигатель жидкостного охлаждения, пяти- или шестиступенчатую коробку передач, литые колеса и дисковый передний тормоз. На «RS 80» спереди стояли даже два тормозных диска. Дополняли программу разнообразные мопеды и мокики.

Мотоциклы Hercules - Великобритания

Последним мотоциклом марки «Геркулес» стала появившаяся в начале 90-х годов модель «КХ 5», нарочито упрощенная, с минимумом облицовок и двигателем воздушного охлаждения (50 см3, 4 л.с.). Тем не менее, жить прославленной марке оставалось недолго. Трудно найти истинную причину случившегося, но концерн «Закс» на Кёльнском салоне 1996 г. представил всю новую гамму легкой мототехники под маркой «Закс», Начиная с 1997-го, название «Hercules» исчезло с мотоциклетного рынка.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru