Мотоциклы Delia Ferrera – Италия

Мотоциклы Delia Ferrera - Италия

Delia Ferrera – Италия 1909-1948

Марка «Делла Феррера», известная сегодня за пределами Италии лишь знатокам, в довоенный период была для жителей полуострова примерно тем же, что для англичан «Ройал Энфильд» или «Санбим». Надежные, красивые мотоциклы, на которые фирма давала гарантию в 100 тыс. км, выпускались в сравнительно небольших количествах практически вручную, зато с наивысшим качеством. На стороне закупались лишь шины и детали электрооборудования: оснащение предприятия позволяло изготавливать своими силами все остальное, включая карбюраторы.

Самый первый мотоцикл конструкции братьев Джованни и Федерико Делла Феррера (Giovanni, Federico Delia Ferrera), основавших одноименную фирму, появился в 1909 году. Машина получила верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 330 см3 со сферической камерой сгорания, что по тем временам было редкостью даже на более распространенных и технически совершенных автомобилях. Любопытно, что впускной клапан приводился в действие не непосредственно коромыслом, а миниатюрной рессорой, что требовало в изготовлении высокой точности. Следующая версия такого двигателя уже имела рабочий объем, увеличенный до 499 см3.

В 1913 году на рынок вышел первый двухцилиндровый мотоцикл «Делла Феррера» с 500-кубовым V-образным верхнеклапанным двигателем, который по конструкции был аналогичен одноцилиндровой модели. На следующий год увидел свет 500-кубовый одноцилиндровый вариант с вертикальным цилиндром и четырехклапанной головкой, ременным приводом заднего колеса, тормозами на обоих колесах и шинами большого диаметра.

В качестве передней подвески уже применялась параллелограммная передняя вилка с винтовыми пружинами, в то время как большинство мотоциклов той эпохи имели либо маятниковые, либо рычажные передние вилки. Интересно была устроена тормозная система мотоцикла. Рычаг, приводивший в действие передний тормоз, одновременно управлял устройством для прекращения работы системы зажигания. Педаль же ножного тормоза одновременно приподнимала выпускной клапан, выполняя роль своеобразного декомпрессора. Ручной маслоподкачивающий насос располагался на бензобаке с левой стороны.

Очень успешно начался для фирмы 1914 год: многочисленные победы в различных состязаниях способствовали росту продаж мотоциклов. Но Первая мировая война спутала все планы. В этот период выпускались мотоциклы довоенного образца, а братья Делла Феррера вели работу по совершенствованию агрегатов, что нашло отражение в послевоенных моделях компании.

В 1919 году предприятие представило публике абсолютно новый мотоцикл с четырехтактным одноцилиндровым 636-кубовым двигателем, четырехступенчатой коробкой передач с кикстартером и педальным приводом сцепления. Моторная и главная передачи представляли собой цепи в герметичных кожухах.

Тогда же появился двухцилиндровый мотоцикл с V-образным двигателем рабочим объемом 1006 см3 во многом похожий на одноцилиндровую версию. На следующий год дебютировала аналогичная двухцилиндровая машина с мотором чуть меньшей кубатуры - 803 см3. Все эти модели имели нижнеклапанные моторы, трубчатые рамы и четырехступенчатые коробки передач.

Программу 1921 года составили три модели: «Туризмо» (Turismo), «Гран Туризмо» (Gran Turismo) и «Корса» (Corsa). Модель «Туризмо» получила нижнеклапанный мотор рабочим объемом 637 см3, четырехступенчатую коробку передач и зажигание от магнето. Главной особенностью машины стала рессорная задняя подвеска. Интересно, что многие мотоциклисты в то время полагали, будто бы она отрицательно влияет на устойчивость и управляемость мотоцикла, поэтому требовали модели с жестко закрепленным задним колесом.

В результате фирма выпускала два варианта ходовой части. 1048-кубовая версия «Гран Туризмо» конструктивно была подобна одноцилиндровой машине. Модель «Корса», также с двухцилиндровым V-образным мотором рабочим объемом 496 см3, получила трехступенчатую коробку передач и выпускалась только с жесткой задней подвеской.

Мотоциклы Delia Ferrera - Италия

Тогда же была создана рекордная версия с 494-кубовым V-образным верхнеклапанным мотором мощностью 20 л.с., которая развивала скорость до 145 км/ч. Мотор получил по распределительному валу в каждой головке цилиндра, валы приводились во вращение цепью с правой стороны двигателя. В 1923 году появилась аналогичная машина с нижнеклапанным мотором рабочим объемом 998 см3 и углом развала цилиндров 45°.

В 1924 году в программе фирмы «Делла Феррера» неожиданно появился вспомогательный моторчик для велосипеда - двухтактный двигатель примитивной конструкции рабочим объемом всего 130 см3. Конструкция оказалась не слишком удачной и выпускалась не более года. На следующий год на итальянский рынок вышел самый тяжелый мотоцикл фирмы «Делла Феррера», оснащенный двухцилиндровым нижнеклапанным V-образным мотором рабочим объемом 1394 см3 и четырехступенчатой коробкой передач.

Машина, названная «Спорт Луссо» (Sport Lusso), была создана скорее по американскому, нежели по европейскому образцу. Заднее колесо было подвешено на листовой рессоре, в то время как впереди была установлена вилка типа «Бифлекс» (Biflex), имевшая возможность не только вертикального, но и горизонтального перемещения. Кроме всего прочего, на этом мотоцикле уже были предусмотрены взаимозаменяемые колеса.

1926 год отмечен разработкой новой одноцилиндровой 500-кубовой версии с трехступенчатой коробкой передач. Тогда же братья Делла Феррера работали с инженером Аугусто Монако (Augusto Monaco) над конструкцией любопытного двигателя. Двухцилиндровый силовой агрегат рабочим объемом 250 см3 с параллельными цилиндрами предполагалось оснастить системой наддува воздуха. К сожалению, эта интересная конструкция так и не вышла из стадии экспериментов.

В 1928 году появилась самая маленькая серийная машина марки «Delia Ferrera». Это была модель со 175-кубовым двигателем. Вертикальный цилиндр венчался съемной головкой, в которой располагались два клапана с открытыми шпилечными пружинами. Привод клапанов осуществлялся с помощью штанг и коромысел. Трехступенчатая коробка передач была интегрирована в картер двигателя, передачи переключались с помощью ручного рычага. Трубчатая рама с жесткой задней подвеской дополнялась параллелограммной передней вилкой.

До 1930 года программа фирмы состояла только из этого мотоцикла и двух 500-кубовых моделей - нижне- и верхнеклапанной. Очередной дебют произошел в 1932 году. На мотоциклетной выставке в Турине был представлен мотоцикл, который сразу завоевал симпатии публики и почитателей марки «Делла Феррера».

Одноцилиндровая 350-кубовая модель «Спорт Луссо» (к этому моменту двухцилиндровые мотоциклы предприятием уже не выпускались, поэтому старое название использовалось на новой машине) с верхнеклапанным двигателем в блоке с трехступенчатой коробкой передач, развивающая максимальную скорость до 105 км/ч, выпускалась в версиях «Спорт» и «Суперспорт».

Трубчатая рама дополнялась не только параллелограммной передней вилкой с одной центральной пружиной, но и маятниковой задней подвеской. Треугольной формы пространственный маятник был одним концом прикреплен к раме, на другом конце находилось заднее колесо. К третьей вершине треугольника -верхней точке маятника крепилась почти вертикальная четвертьэллиптическая рессора, жестко заделанная снизу.

В качестве демпфирующего элемента спереди и сзади использовались фрикционные амортизаторы. На базе этой модели вскоре появилась и 500-кубовая модификация. Мотоциклы с моторами рабочим объемом в 175, 350 и 500 см3 в разных версиях составляли программу предприятия до 1935 года, когда их дополнила нижнеклапанная 500-кубовая машина с четырехступенчатой коробкой передач, выпускавшаяся как с жесткой, так и с мягкой задней подвеской.

Начало Второй мировой войны на Италии особо не сказалось: не объявлялась всеобщая мобилизация, промышленность не переводилась полностью на военную продукцию, не было всеобщей реквизиции транспорта для армейских нужд. Официально мотоциклы «Делла Феррера» армии не поставлялись. Общий объем производства снизился, но выпуск мотоциклов был прекращен только в 1942 году. Предприятие сосредоточилось на производстве запасных частей для своих мотоциклов и на сторонних заказах.

Мотоциклы Delia Ferrera - Италия

После окончания войны некоторое количество 350- и 500-кубовых мотоциклов было продано поклонникам. Очевидно, машины были собраны из запасных частей, хранившихся на складах. Окончательно марка «Делла Феррера» исчезла с мотоциклетного рынка Италии в 1948 году.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru