Мотоциклы De Dion – Франция

Мотоциклы De Dion - Франция

De Dion – Франция 1884-1910, 1926-1930, 1955-1966

Фирма «Де Дион-Бутон и Трепарду» (De Dion-Bouton et Trepardoux), которую организовали граф Альбер де Дион (Albert de Dion) и механик Жорж Бутон (Georges Bouton) со своим родственником инженером Александром Трепарду (Alexandre Trepardoux), начинала в 1882 году с изготовления паровых автомобилей.

Граф де Дион, известнейший гонщик того времени, завоевавший не один десяток призов, в какой-то момент всерьез заинтересовался двигателями внутреннего сгорания, которые на гонках успешно начинали обходить паровые машины. Не веривший в бензиновые моторы Трепарду ушел из совладельцев предприятия, переименованного в «Де Дион-Бутон».

Первый одноцилиндровый четырехтактный двигатель «Де Дион-Бутон» (следует отметить, что Альбер де Дион был прекрасным инженером, а Жорж Бутон воплощал в металле идеи графа) с автоматическим клапаном на впуске, появившийся в 1894 году, имел рабочий объем 137 см3 и развивал мощность 0,5 л.с. при весе всего 11 кг. Следующая 185-кубовая версия мощностью 0,75 л.с. оказалась еще более удачной.

Весной 1895 года появились первые собственные трициклы марки «Де Дион-Бутон», которые отметились на нескольких выставках и участвовали в гонке Париж - Бордо. Затем последовала очередная версия двигателя рабочим объемом 211 см3 и мощностью 1,25 л.с.

На трицикле с таким мотором гонщик Вье (Viet) участвовал в гонке по маршруту Париж-Марсель-Париж, стартовавшей 24 сентября 1898 года. Вье первым из всех участников прибыл на промежуточный финиш в Марселе, но из-за технических неполадок был лишь третьим в Париже. Впрочем, даже третье место стало несомненным успехом фирмы.

Благодаря хорошим ходовым качествам и личному примеру графа Де Диона - человека из самых верхов светского общества - продукция компании «Де Дион-Бутон» считалась весьма престижной и пользовалась популярностью. Трициклы отличались устойчивостью которую обеспечивали три колеса и низко расположенный вертикальный мотор за задней осью.

По сути, это был трехколесный велосипед с цепным приводом от педалей, которые использовались для запуска мотора и для преодоления тяжелых участков дороги, где силовому агрегату требовалась помощь в «одну человечью силу».

Четырехтактный двигатель имел на впуске автоматический клапан, срабатывавший от разрежения в цилиндре. На первых моторах клапаны находились рядом и стержнями вниз. Версия 1898 года рабочим объемом 239,5 см3 и мощностью 1,75 л.c., пожалуй, впервые в мире получила газораспределительный механизм схемы «клапан над клапаном» (которая в дальнейшем применялась на многих мотоциклах до начала 30-х годов, только привод верхнего клапана был сделан механическим).

Мотоциклы De Dion - Франция

Впускной клапан располагался над выпускным стержнем вверх и срабатывал не только от разрежения, но и под действием собственного веса. Правда, в этом случае приходилось более тщательно подбирать характеристики возвратной пружины. Система зажигания двигателя «Де Дион-Бутон» была батарейной, механизм прерывателя приводился от той же цапфы коленчатого вала, что и кулачок штангового привода выпускного клапана. Карбюратор был сделан по простейшей схеме - испарительного типа.

Через бензобак треугольной формы проходил воздух, насыщавшийся парами бензина и подававшийся в цилиндр. Над поверхностью бензина в баке располагалась подвижная горизонтальная пластина, к которой крепилась вертикальная трубка. Для лучшего насыщения воздух подавался по этой трубке непосредственно в пространство между поверхностью топлива и пластиной.

При этом водителю приходилось контролировать расстояние между пластиной и слоем бензина, для чего пластину вместе с трубкой следовало постепенно опускать вниз по мере понижения уровня топлива. Столь сложная система питания использовалась до 1899 года, когда на смену ей пришел более совершенный карбюратор распылительного типа.

Привод задних колес осуществлялся через пару прямозубых шестерен, имелся и простейший дифференциал в блоке с обгонной муфтой цепной передачи. Передняя вилка изначально была велосипедной, а затем получила форму вытянутого пространственного ромба с поперечными усилителями. Единственным упругим элементом подвески трицикла стали пружины под седлом водителя.

На первых вариантах трициклов седло располагалось практически над задней осью, перетяжеляя конструкцию. Перенесение седла водителя в центр рамы улучшило развесовку машины и ее управляемость. Замедлялся трицикл при помощи ленточного тормоза, действовавшего на внешнюю поверхность корпуса дифференциала. На последних моделях появился и ленточный тормоз переднего колеса.

Гоночные, спортивные и туристские версии трицикла различались передаточными отношениями трансмиссии. Для гонок фирма «Де Дион-Бутон» небольшими партиями производила двигатель рабочим объемом 402 см3 и мощностью 3,5 л.с.

Мотоциклы De Dion - Франция

В начале 1899 года гонщик Ригаль (Rigal) на такой машине первым установил очередной мировой рекорд, промчавшись со скоростью быстрее 1 км/мин и развив абсолютный максимум в 62,5 км/ч. В марте 1899 года гонщик Фест (Feste) стал абсолютным победителем гонки на мотоциклах Париж-Ницца, обогнав всех участников, в том числе и выступавших на автомобилях.

Трициклы конструкции «Де Дион-Бутон» выпускались множеством предприятий, как по лицензии, так и без нее, что служило предметом постоянных судебных разбирательств. Очень известными были трициклы компании «Клеман», которая после 1899 года поставляла рамы и для фирмы «Де Дион-Бутон» в обмен на двигатели и навесное оборудование. Всего было сделано порядка 15 тыс. трехколесных машин, а двигателей изготовили гораздо больше, поскольку они пользовались спросом у многих европейских мотопроизводителей.

К 1902 году производство трициклов постепенно прекратилось, и компания сосредоточилась на выпуске автомобилей и мотоциклов. Первые двухколесные машины «Де Дион-Бутон» появились еще в конце XIX века. Двигатель со слегка наклоненным цилиндром располагался в центре рамы, привод заднего колеса осуществлялся ремнем через натяжной ролик на задний шкив.

Более поздние версии получили двигатель в задней части рамы, причем картер мотора свисал ниже педального узла, а ремень шел на промежуточный шкив, от которого заднее колесо приводилось зубчатой передачей. Особого развития мотоциклетная тема не получила: предприятие сосредоточилось на автомобилях и велосипедах, так что к 1910 году производ- ство мототехники было свернуто.

В 1926 году компания «Де Дион-Бутон», не прекращая выпуска автомобилей, ненадолго вернулась к мотоциклетной тематике. Покупателям предлагались модели с двухтактными моторами рабочим объемом 173 и 247 см3, у которых газораспределение регулировалось дефлектором на поршне, а также 348-кубовая верхнеклапанная версия.

Этот период мотоциклетной истории предприятия завершился в 1930 году. Последнее появление славного названия на мотоциклетном рынке приходится на вторую половину 50-х годов. В течение более чем 10 лет покупателям предлагались мотороллеры и мопеды марки «Де Дион-Бутон», правда принадлежала она к тому времени лицам, не имевшим ничего общего с фирмой-основательнецей.

Мотоциклы De Dion - Франция

Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru