Мотоциклы Cushman – США

Cushman – США 1936-1965

Давоюродные братья Эверетт и Клинтон Кашмэны в 1901 году в своей мастерской изготовили небольшой двухтактный мотор и установили его на свою лодку. А в 1913 году на месте мастерской возвышался современный по тем временам завод, выпускавший разнообразные двигатели малой кубатуры - для привода сельхозмашин, моторных лодок и прочего.

Известность молодой компании принес дебютировавший в 1922 году мотор «Хаски» (Husky) - одноцилиндровый четырехтактный нижнеклапанный силовой агрегат, предназначенный прежде всего для газонокосилок. Великая депрессия сократила рынок покупателей этих моторов, и в 1934 году предприятие братьев Кашмэн купила компания «Изи Мэньюфэкчуринг« (Easy Manufacturing Со.) из того же города Линкольн, штат Небраска, специализировавшаяся на производстве промышленного и сельскохозяйственного оборудования.

Мотоциклы Cushman moto

В 1936 году компания получила заказ на изготовление тысячи моторов «Хаски» для фирмы «Солсбери» (Salisbury), которая планировала установить их на свои скутеры. Но, ознакомившись с этими двигателями в деле, «Солсбери» сочла их слишком маломощными и отменила заказ. А тому времени специалисты «Кашмэн» успели получить чертежи их скутера и решили, что нет ничего сложного в воспроизведении такой машины.

В 1936 году было построено несколько прототипов со 182-кубовыми моторами «Хаски» и изготовленной по образцу несостоявшегося заказчика ходовой частью - рама из металлических профилей, жесткие подвески спереди и сзади, барабанный тормоз на заднее колесо (оба колеса 5-дюймового размера). Даже название «Ото Глайд» (Auto Glide) было частично скопировано: скутер «Солсбери» назывался «Мотор Глайд» (Motor Glide).

Испытания показали, что одной лошадиной силы 182-кубового двигателя действительно недостаточно, поэтому в серий! юе производство в 1937 году пошли машины с 222-кубовым вариантом «Хаски» мощностью 1,5 л.с. В остальном же они мало отличались от прототипов: такая же ходовая часть, зажигание от магнето (для освещения за отдельную плату устанавливали велосипедную фару с батареями), трансмиссия со сцеплением, но без коробки передач. Машина весом около 80 кг развивала максимальную скорость 48 км/ч, но была способна проехать 50 км на одном литре бензина. В 1938 году начали выпускать также «люксовую» версию, с полной системой электрооборудования (генератор, аккумулятор, освещение) и двухступенчатой коробкой передач. Мощность двигателя увеличили до 2 л.с.

Мотоциклы Cushman moto

А сезону 1940 года компания сделала большой шаг вперед, представив новую серию «10». Во первых, машины увеличились в размерах: база возросла с 1245 до 137? мм, куцая «табуретка» кожуха двигателя была заменена удлиненным капотом со встроенным багажником, а 5-дюймовые колеса уступили место 6-дюймовым. Во-вторых, появилась передняя подвеска - коротко-рычажная вилка тянущего типа. Сцепление выключалось не педалью, как прежде, а рычагом на руле. В том же году эту серию сменила серия «20». Главное новшество - установка автоматического центробежного сцепления на односкоростной модели. Конструкция этого сцепления с барабаном и тремя расходящимися колодками используется практически на всех современных скутерах.

Во время Второй мировой войны выпуск скутеров «Кашмэн» лишь возрос, поскольку правительство США сочло эту машину вполне экономичным средством личного транспорта. Завод выпускал около 300 скутеров ежедневно. С 1942 года серия «30» получила новый 246-кубовый двигатель мощностью 4 л.с. Немалая доля выпуска шла в армию, по заказу которой в 1944 году создали специальную модификацию «53 Эйрборн» (Airborne) для воздушно-десантных частей - максимально облегченную, без облицовки и с жесткими подвесками.

Возвращение к мирной жизни компания отметила в 1946 году переходом на серию «50», разрекламированную как «семейный скутер». Машина вновь чуть подросла, получив 8-дюймовые колеса. Центробежное сцепление стали устанавливать не только на односкоростную модель «52», но и на двухскоростную «54». Под индексом «53А» продолжалось производство «парашютно-десантной» версии, получившей полное электро оборудование и рычажную переднюю вилку. В 1948 году компания представила широкой публике модификацию «54В» с автоматическим клиноременным вариатором, который оказался настолько ненадежен, что едва не похоронил репутацию предприятия.

Мотоциклы Cushman moto

Новая серия «60», дебютировавшая к сезону 1949 года, была создана под явным влиянием итальянских машин -«Веспы» (Vespa) и «Ламбретты» (Lambretta). Обтекаемый капот сменил прежнюю угловатую коробку, появился защищающий водителя передний щит. Машины выпускались с двумя вариантами моторов, каждый с двумя уровнями форсировки - 246-кубовый (4 или 5 л.с.) и 292-кубовый (5 или 7,3 л.с.). При выборе трансмиссии покупатель мог оаановиться на варианте без коробки передач, с двухступенчатой коробкой или с вариатором. При этом все ма шины имели автоматическое сцепление. С 1950 года скутеры «Кашмэн» по лицензии стали выпускать в Бельгии (не говоря уже о том, что безо всяких лицензий они послужили образцами для первых японских скутеров).

Еще одна, довольно неожиданная машина дебютировала в 1949 году. Пожалуй, это была первая попытка создать «скутер для тех, кто любит мотоциклы». Новая модель «765 Игл» (Eagle) отличалась совершенно мотоциклет ной трубчатой замкнутой рамой, с размещением бензобака тоже по мотоциклетному -между седлом и рулевой колонкой. Все прочие агрегаты были взяты у скутера: 292-кубовый двигатель (попрежнему сдвинутый под седло), двухступенчатая коробка передач, 8-дюймовые колеса, короткорычажная передняя вилка. В 1955 году на эту модель стали устанавливать телескопическую переднюю вилку, а в 1956 году появился вариант с 318-кубовым двигателем мощностью 7,95 л.с.

Мотоциклы Cushman moto

Новым хозяином марки «Кашмэн» 10 мая 1957 года стала компания «Аутборд Мэрии Корпорэйшн» (Outboard Marine Corporation), изготовитель известных подвесных лодочных моторов «Эвинруд» (Evinrude) и «Джонсон» (Johnson). В том же году были представлены скутеры новой серии «720» с полностью обновленным шасси: трубчатая рама с центральной трубой большого диаметра, рычажная передняя вилка толкающего типа с работающими на растяжение пружинами. Дизайн панелей облицовки был выполнен в модном в 50-е годы «космическом» стиле, седло-«лягушку» сменила большая и мягкая «подушка». Моторы рабочим объемом 292 или 318 см3 были соединены с автоматическим центробежным сцеплением. Покупатель мог выбрать модификацию без коробки передач или с двухступенчатой коробкой.

«Игл» в 1959 году уступил место модели «Супер Игл» (Super Eagle), отличавшейся обильной капотировкой и 12-вольтовым электрооборудованием. Как и прежде, на машину устанавливали нижнеклапанные моторы рабочим объемом 292 или 318 см3 и двухступенчатую коробку передач. Дополнением к гамме стал в 1961 году «Сильвер Игл» (Silver Eagle) с совершенно новым мотором - одноцилиндровый четырехтактный верхнеклапанный агрегат, с цилиндром и головкой цилиндра из алюминиевого сплава. При рабочем объеме 355 см3 он развивал максимальную мощность 9 л.с. По заказу двигатель оснащался электростартером.

В конце 1960 года все дилеры «Кашмэн» получили письмо с сенсационным заявлением: со следующего года компания прекращает производство скутеров и становится американским дистрибьютором итальянских мотороллеров «Веспа». Увы, этот шаг привел лишь к тому, что число дилеров резко сократилось: многие из них предпочли продавать более надежные и дешевые японские мотоциклы. А в начале 1965 года прекратилось и производство серии «Игл», после чего предприятие занялось изготовлением деталей и узлов для «Аутборд Мэрин».


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru