Мотоциклы Condor – Швейцария

Мотоциклы Condor - Швейцария

Condor – Швейцария 1901-1978

В 1893 году в небольшом швейцарском местечке Курфевр выходцы из Франции братья Эдуард и Жюль Шеф-фер (Eduard, Jules Scheffer) основали собственное предприятие по производству велосипедов. Подойдя к делу основательно, они организовали на месте полный цикл производства комплектующих для своей продукции. В начале XX столетия фабрика обрела название и эмблему - расправившего крылья перуанского кондора.

Пришедший на предприятие в 1898 году инженер Отто Фриккер (Otto Fricker) начал работы над собственным двигателем внутреннего сгорания. В 1901 году первый мотоцикл «Кондор» покинул ворота фабрики. Фактически это был велосипед с установленным в раму 1,5-сильным двигателем и непосредственным ременным приводом заднего колеса. Систему зажигания составляли аккумуляторная батарея и высоковольтная катушка. Единственный башмачный тормоз действовал на ременный обод заднего колеса.

В 1904 году Отто Фриккер стал директором предприятия. Благодаря его инициативе с 1905 года началось производство военных велосипедов. Зарекомендовав себя изготовителем надежной продукции, фирма «Кондор» впоследствии стала одним из поставщиков мотоциклов для швейцарской армии.

Довольно скоро появились следующие модели - с одноцилиндровым мотором мощностью 3 л.с. и с V-образным двухцилиндровым мощностью 5 л.с. В 1907 году мотоциклы «Кондор» уже оснащались короткорычажной передней вилкой, однако на них в качестве вспомогательного оборудования еще присутствовал педальный привод с тормозом велосипедного типа во втулке заднего колеса. В 1908 году появилась также легкая модель с двигателем мощностью всего 1,25 л.с. Незадолго до Первой мировой войны компания «Кондор» получила первый заказ на мотоциклы от швейцарской армии.

Тогда же появились первые образцы двухступенчатой коробки передач, которая сначала располагалась в ступице заднего колеса, а затем блокировалась с двигателем. Среди спортивных успехов компании «Condor» можно отметить, например, победу братьев Франца и Пауля Зуттер (Franz, Paul Sutter), которые в 1910 году выиграли «Шестидневные соревнования» в Гамбурге, пройдя без поломок более 3,5 тыс. километров.

В 1914 году в каталоге фирмы уже присутствовали мотоциклы с новыми передними вилками - рычажной измененной формы и параллелограммной, с двумя боковыми пружинами. «Люксовая» версия с нижнеклапанным V-образным двухцилиндровым мотором рабочим объемом 688 см3 имела налоговую мощность 4 л.с. (понятно, что реальный показатель был выше) и могла в разных версиях комплектоваться не только цепным приводом заднего колеса, но и трехступенчатой коробкой передач в задней колесной ступице.

К этому моменту компания прекратила изготовление собственных двигателей, поскольку проще оказалось закупать моторы у других производителей. Так зародился долговременный альянс компании «Condor» со швейцарскими фирмами «Мозер» и «Мотосакош», которые, кроме собственных мотоциклов, выпускали для продажи различные типы двигателей. После начала Первой мировой войны произошло существенное ограничение выпуска гражданских моделей, но основные версии с одно- и двухцилиндровыми нижнеклапанными моторами в программе предприятия сохранились.

Мотоциклы Condor - Швейцария

После окончания войны фирма «Кондор» вывела на рынок несколько новых мотоциклов с моторами МАГ, оснащенными газораспределительным механизмом схемы «клапан над клапаном». Одноцилиндровый мотор рабочим объемом 250 см3 сочетался с трехступенчатой коробкой передач обычного типа, при этом моторная передача была цепной, а привод заднего колеса осуществлялся ремнем. Более тяжелые модели с аналогичными V-образными двухцилиндровыми двигателями рабочим объемом 500, 750 и 1000 см3 имели цепной привод заднего колеса, а на сохранившийся ременный обод действовал башмачный тормоз.

Возрожденная спортивная программа предприятия принесла марке «Кондор» множество побед. Только в классе 250 см3 в период с 1922 по 1933 год на «Кондорах» было завоевано 12 титулов чемпиона Швейцарии. Справедливо сти ради следует признать, что в этом была заслуга прежде всего спортивного отделения фирмы «Мотосакош», которое строило большое количество специальных гоночных двигателей, в том числе и с двумя распределительными валами в головке цилиндра. Такие моторы предоставлялись немногим, но компания «Кондор» имела право на их использование.

В 1925 году под маркой «Кондор» покупателям предлагалось 11 моделей. На самом деле многие из них были похожи друг на друга, отличаясь лишь оснащением и регулировками. Так, самая легкая версия - «Кондоретт» (Condorette), комплектовавшаяся 147-кубовым двухтактным мотором «Вилльерс» мощностью 2,5 л.с., выпускалась в мужском и дамском исполнениях.

Мотоциклы Condor - Швейцария

Мотоциклы с двигателями МАГ «клапан над клапаном», рабочим объемом 250 и 350 см3, строились каждый в трех версиях - «Туризм», «Спорт» и «ТТ», отличаясь лишь степенью сжатия мотора и регулировкой карбюратора. Завершали каталоги того времени тяжелые мотоциклы с двухцилиндровыми V-образными моторами рабочим объемом 500, 750 и 1000 см3, причем если первый поставлялся и в одиночном варианте, то два других предназначались лишь для эксплуатации с боковой коляской.

30-е годы принесли расширение двухтактного семейства: в дополнение к модели «Кондоретт» появились 98-кубовый мотовелосипед и 196-кубовый легкий мотоцикл, также оснащенные силовыми агрегатами фирмы «Вилльерс». Кубатура 250 см3 исчезла вообще, зато в остальных классах появились новинки. Поскольку компания «Мотосакош» на рубеже 20-30-х годов разработала несколько новых семейств двигателей, они очень быстро появились и на мотоциклах «Кондор».

Новинками стали созданные практически на едином картере нижне- и верхнеклапанные версии одноцилиндрового мотора рабочим объемом 350 и 500 см3, а также новый 850-кубовый V-образный нижнеклапанный мотор мощностью 18 л.с. Мотоциклы с этим мотором, оснащавшиеся боковыми колясками различных типов, в больших количествах поставлялись швейцарской армии и полиции. Помимо собственно мотоциклов, во второй половине 30-х годов компания «Кондор» освоила изготовление нескольких типов боковых колясок. Строились также трехколесные мотогрузовички и даже трехколесный мототрактор.

Перед самой войной фирма «Кондор» представила новый армейский мотоцикл модели «А 680». Эта машина получила V-образный нижнеклапанный двухцилиндровый мотор рабочим объемом 680 см3, одинарную трубчатую раму, которая в нижней части охватывала силовой агрегат, параллелограммную переднюю вилку и четырехступенчатую коробку передач. Двигатель был создан совместно с еще одной швейцарской мотоциклетной фирмой - «Универсал» - и выпускался на обоих предприятиях.

Мотоциклы Condor - Швейцария

После окончания Второй мировой войны под маркой «Кондор» некоторое время выпускались довоенные модели. Затем появилась абсолютно новая армейская модель «А 580» с двухцилиндровым оппозитным нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 577 см3. Мотоцикл был создан «по мотивам» аналогичных моделей немецких компаний БМВ и «Цюндапп». Первые версии оснащались параллелограммной передней вилкой с перьями из тяжелых штампованных деталей.

Гражданская машина с индексом «ЕС 580» получила телескопическую переднюю вилку и свечную подвеску заднего колеса. С 1950 года в серию пошла улучшенная модификация «А 750» с двигателем увеличенного до 750 см3 рабочего объема. Тогда же, в 1950 году, появился гражданский мотоцикл модели «Рэйсер» (Racer) с двухтактным двухцилиндровым 350-кубовым мотором. Еще через несколько лет под маркой «Кондор» дебютировала модель «Гран Спорт» (Grand Sport) с верхнеклапанным 250-кубовым двигателем «Мазерати». Она строилась до 1961 года, став последним «Кондором» для гражданских лиц.

Одноцилиндровый 250-кубовый верхнеклапанный армейский мотоцикл «А 250» начал поставляться швейцарской армию в 1961 году, а в начале 70-х годов его сменил мотоцикл, оснащавшийся 350-кубовым двигателем «Дукати» с десмодромным приводом клапанов. Он стал последним истории фирмы «Кондор», которая завершилась в 1978 году. С этого момента компания занимается экспортом итальянских мотоциклов в Швейцарию, но сама мототехнику уже не выпускает.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru