Мотоциклы Clement – Франция

Мотоциклы Clement - Франция

Clement – Франция 1897-1935

Адольф Клеман (Adolphe Clement), предприниматель и талантливый инженер, оставил неизгладимый след в истории техники. Рано оставшись сиротой, он начал свой трудовой путь сначала в лавке бакалейщика, а затем в кузнице, где всерьез заинтересовался механикой и построил свой первый велосипед.

Работая на машиностроительных предприятиях, он в то же время успешно выступал в велосипедных гонках, что принесло Клеману известность и финансовую поддержку. Так или иначе, но в 1878 году (по другим данным - в 1880) он организовал в Париже небольшую мастерскую с тремя наемными рабочими и начал постройку собственных велосипедов марки «Клеман».

В 1888 году на его предприятии уже работало 400 человек, а сам Клеман после посещения велосипедной выставки в Лондоне приобрел патент на пневматические шины Данлопа (Dunlop) и исключительное право торговли его изделиями во Франции. Использование пневматиков на велосипедах оказалось настолько выгодным, что в 1894 году была образована новая компания «Велосипеды Клеман» (Societe des Velocipedes Clement) с уставным капиталом в 4 млн. франков.

На следующий год Клеман приобрел велосипедную фирму «Гладиатор» (Gladiator) - дочернее отделение английской компании «Хамбер», которая позже выпускала одноименные трициклы и мотоциклы. Первый трицикл фирмы «Клеман» с двигателем «Де Дион» появился в 1898 году, а в декабре 1901 года широкой публике был предложен первый мотоцикл «Клеман» модели «Отосик-летте 11 НР» (Autocyc-lette).

На передней трубе велосипедной рамы наклонно крепился маленький верхнеклапанный двигатель оригинальной конструкции рабочим объемом 143 см3, развивавший мощность в 1 л.с. и весивший всего 7 кг. Впускной клапан был сделан автоматическим, привод выпускного осуществлялся кулачком через коромысло и длинную штангу. На верхней трубе рамы располагались три рукоятки: с помощью двух из них управляли воздушной и дроссельной заслонками простейшего пульверизационного карбюратора с восходящим потоком, а третья регулировала угол опережения зажигания.

Любопытно, что при помощи последней, переведя ее в одно из крайних положений, можно было приподнять выпускной клапан и заглушить двигатель - механизм выполнял одновременно функции декомпрессора. Это позволяло обойтись без отдельного декомпрессионного привода, обычного на мотоциклах конкурентов, который существенно усложнял управление. Бензобак вместимостью 6 л., изначально крепившийся над двигателем, вскоре переместился за седло водителя. Привод заднего колеса осуществлялся круглым кожаным ремнем через натяжной ролик.

Эта модель предлагалась покупателям под двумя марками - «Клеман» и «Гладиатор», сохранившимися до самого прекращения выпуска мотоциклов. Версия «11/4 НР» (1903 год) уже имела, подобно мотоциклам «Вернер», двигатель с вертикальным цилиндром, расположенный перед педальным узлом в нижней части рамы.

Аналогичная одноцилиндровая модель «Отосиклетт 1 3/4 НР» получила новый цилиндр, взятый с дебютировавшего в 1902 году мотоцикла с V-образным двухцилиндровым мотором. Двухцилиндровая машина сразу же добилась успеха в нескольких соревнованиях, в том числе на гонке в Арденнах, развив максимальную скорость свыше 50 км/ч.

Стремление к спортивным успехам, которые положительно сказывались на продажах основной продукции, побудили Клемана создать в 1903 году очень необычный спортивный мотоцикл с V-образным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом почти 1200 см3 мощностью 16 л.с. Заднее колесо приводилось плоским ремнем через промежуточный вал, торможение осуществлялось с помощью дискового механизма на переднем колесе. Подобная машина впервые участвовала в гонках.

Результаты не заставили себя ждать: гонщик Фурнье стал первым чемпионом мира в мотогонках на 10-километровом треке в классе тяжелых и лидерских мотоциклов, достигнув в финальной гонке средней скорости 101,4 км/ч. В том же 1903 году гонщик Совенье установил мировой рекорд скорости для мотоциклов класса более 50 кг (в то время мототехника подразделялась по массе) - 110 км/ч. Это достижение было установлено на модернизированной четырехцилиндровой машине, получившеи новую раму с увеличенной колесной базой, цепной привод заднего колеса и задний тормоз.

На следующий год на этом мотоцикле гонщик Мариус (Marius) завоевал чемпионское звание в трековых гонках. Но эти достижения уже мало волновали основателя фирмы, поскольку на волне успеха он внезапно продал свою долю акций предприятия, чтобы заняться производством автомобилей.

Марка «Клеман-Байяр» (Clement-Bayard) достойно представлена в автомобильной истории, но к мототехнике Адольф Клеман больше не возвращался. С уходом Клемана производство мотоциклов не прекратилось. Дорожные машины с одно- и двухцилиндровыми нижнеклапанными моторами оснастили системой зажигания двух-, а затем и трехступенчатыми коробками передач. В 1913 году в классе 350 см3 именно мотоциклы «Клеман» завоевали Гран-При Франции.

В 20-е годы на мотоциклетном рынке Франции возникла некоторая путаница в связи с тем, что в продаже появились мотоциклы «Луи Клеман» (Louis Clement) с двухцилиндровым верхнеклапанным блок-мотором рабочим объемом 600 см3, цепной задней передачей и дисковыми колесами. Двигатель имел распределительный вал в головке цилиндров. Довольно удачная машина выпускалась в течении нескольких лет, но ее создатель был лишь однофамильцем Адольфа Клемана.

Сама же фирма «Клеман» предлагала покупателям довольно обширный перечень мотоциклов, наименьший из которых - модель с четырехтактным 87-кубовым мотором, двухступенчатой коробкой передач и дополнительным педальным приводом. Часть мотоциклов комплектовалась двигателями ДжАП и коробками передач «Стёрми-Арчер».

В 1928 году одна из моделей «Гладиатор», получившая собственное наименование «Колыбельная» (Веrgeuse), оснащалась задней подвеской довольно сложной конструкции с одним центральным амортизатором. Для ее размещения на мотоцикле коробку передач потребовалось приподнять почти на уровень карбюратора, а вот аккумулятор оказался внизу. В течение четырех лет эта версия пользовалась устойчивым спросом.

Великая депрессия нанесла сильный удар по мотопроизводителям и мотоциклетному рынку. Далеко не всем удалось приспособиться к новым условиям и начать выпуск конкурентоспособной продукции. Фирма «Клеман» с переменным успехом продержалась на рынке до 1935 года, но потом была вынуждена прекратить выпуск мототехники.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru