Мотоциклы Bultaco – Испания

Мотоциклы Bultaco - Испания

Bultaco - Испания 1958-1983, с 1998

История этой марки началась в мае 1958 года, когда на заседании совета директоров крупной испанской мотоциклетной компании «Монтеса» решено было свернуть гоночную программу. Одним из тех, кто всячески противился такому решению, стал Франсиско Ксавьер Бульто (Francisco Xavier Bulto) конструктор и бывший гонщик, один из основателей компании и бессменный ее технический директор. В знак протеста он решил оставить компанию.

Вскоре Бульто получил приглашение на обед от нескольких инженеров, рабочих и гонщиков «Монтесы». На этом обеде они заявили Франсиско, что если он организует собственную мотоциклетную компанию, то к нему перейдут лучшие работники «Монтесы», в том числе бывшее спортивное отделение в полном составе. Бульто принял предложение, и уже в июне 1958 года в его личном поместье к северу от Барселоны закипела работа над проектом нового дорожного мотоцикла.

В начале 1959 года первая машина новой марки - «Бультако Тралла 101» (Tralla 101) -вышла на рынок. Это был легкий мотоцикл со 125-кубовым двухтактным двигателем мощностью 12 л.с., четырехступенчатой коробкой передач в блоке с двигателем, легкой трубчатой рамой, большим бензобаком и удобным двухместным седлом. Имея массу 90 кг, он легко разгонялся до скорости 115 км/ч - выдающийся для легкого мотоцикла тех лет показатель.

Две новые модели дебютировали в 1960 году. Мотоцикл «Тралла 155» отличался от варианта «101» двигателем увеличенного до 153 см3 рабочего объема, развивавшим мощность 11,6 л.с. Такой же мотор стоял и на мотоцикле «Шерпа N» (Sherpa), приспособленном для движения вне дорог. Для этой машины были характерны поднятый вверх глушитель и шины с развитыми грунтозацепами.

Мотоциклы Bultaco - Испания

В 1961 году компания начала производство серийного гоночного мотоцикла - модели «TSS». Хотя машина создавалась на основе дорожной версии «Тралла 101» (одноцилиндровый двухтактный 125-кубовый двигатель той же размерности, форсированный до 20 л.с., четырехступенчатая коробка передач), она вскоре зарекомендовала себя как один из лучших мотоциклов для гонщиков-индивидуалов. В том же 1961 году на этой модели были выиграны национальные чемпионаты Испании, Аргентины и Уругвая. В следующем году компания начала производство 200-кубового варианта машины, с успехом выступавшего в классе 250 см3.

Внедорожный вариант модели «Тралла 101» появился в 1962 году под названием «Кампера 125» (Campera 125). Дорожный мотоцикл «Метралла» (Metralla) получил новый 200-кубовый двигатель мощностью 20 л.с., который сообщал машине максимальную скорость 135 км/ч. В том же году компания «Бультако» вышла на рынок США, где в середине 60-х она реализовывала треть объема своей продукции.

Серия кроссовых мотоциклов под обозначением «Шерпа S» дебютировала в 1964 году. На этих машинах стояли унифицированные двухтактные моторы рабочим объемом 125,175 и 200 см3, максимальной мощностью 22, 26 и 29 л.с. соответственно. В 1965 году гамму дополнила 250-кубовая 36-сильная кроссовая модель «Пурсанг« (Pursang).

В сотрудничестве с известным британским спортсменом Сэмми Миллером (Sammy Miller) компания разработала специальный мотоцикл для триала «Шерпа Т» с 250-кубовым двухтактным двигателем мощностью 18 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. В 1965 году Сэмми на этой машине выиграл знаменитую Шотландскую шестидневку (первая победа в этом соревновании для неанглийского мотоцикла и для двухтактного мотора) и чемпионат Великобритании по триалу. А в 1968 году Миллер на усовершенствованном варианте «Шерпы» с пятиступенчатой коробкой передач выиграл чемпионат Европы.

В том же 1965 году компания полностью обновила свои серийные гоночные мотоциклы модели «TSS». Новые версии получили двухтактные двигатели с жидкостным охлаждением (125 см3 и 29 л.с., 250 см3 и 38,8 л.с.), шестиступенчатые коробки передач, жесткие дуплексные трубчатые рамы.

Мотоциклы Bultaco - Испания

Легкий дорожный мотоцикл «Юниор» (Junior) дебютировал в 1966 году. Первенец оснащался 75-кубовым двухтактным двигателем мощностью 7 л.с. в блоке с четырехступенчатой коробкой передач; при массе 72 кг разгонялся до скорости 85 км/ч. Через год серию дополнили 100-кубовый и 125-кубовый варианты, а в 1968 году на основе этих машин сделали мотоцикл двойного назначения «Лобито» (Lobito), который сразу же завоевал популярность на испанском рынке.

Звездой экспортной гаммы в 1966 году стал мотоцикл двойного назначения «Матадор» (Matador), 250-кубовый двигатель которого, развивавший мощность 18 л.с., находился в явном родстве с силовым агрегатом «Шерпа Т». Его форсированный до 27 л.с. вариант, сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач, в 1967 году установили в ходовую часть дорожно-спортивной версии «Метралла Мк II». Для этого мотоцикла выпускался специальный набор, позволявший переоборудовать его в гоночную машину, и вскоре отличавшаяся отличной управляемостью «Метралла Мк II» стала доминировать в европейских гонках серийных дорожных мотоциклов.

Логичным дополнением производственной программы стал в 1967 году кроссовый мотоцикл «Бандидо» (Bandido) с двигателем рабочим объемом 360 см3 и мощностью 43,5 л.с. В 1969 году для испанского рынка началось производство мокика «49GT» с 50-кубовым двигателем мощностью 2,5 л.с.

Европейский дебют в начале 70-х годов серийных гоночных мотоциклов «Ямаха» серьезно поколебал позиции испанской фирмы в шоссейно-кольцевых гонках, и в 1973 году она свернула производство серии «TSS». Зато в триале в то время не было мотоциклов лучше, чем «Бультако Шерпа»! С 1974 по 1979 годы все титулы чемпиона мира по триалу выиграны на этих мотоциклах. Серийные варианты чемпионских мотоциклов оснащались широкой гаммой моторов - 75,125,175, 250 и 326 см3. На основе «Шерпы» появились несколько серий мотоциклов двойного назначения: новый «Побито» (1971 г., 125 и 175 см3), «Альпина» (Alpina, 1972 г., 125, 175, 250 и 350 см3), «Чиспа» (Chispa, 1974 г., 50 см3).

Возвращение компании на шоссейно-кольцевые трассы состоялось в середине 70-х благодаря соглашению, подписанному между «Бультако», Испанской национальной федерацией мотоспорта и двумя голландскими конструкторами - Яном Тилем (Jan Thiel) и Мартином Мийваартом (Martin Mijwaart). Этот контракт, который должен был обеспечить лучшего гонщика страны Анхеля Ньето (Angel Nieto) испанским конкурентоспособным мотоциклом, предусматривал постройку нескольких машин классов 50 и 125 см3.

Изготовленные по проекту голландцев мотоциклы отличались горизонтальными двухтактными моторами (один цилиндр для «полтинника» и два для 125-кубового варианта) с жидкостным охлаждением и дисковыми золотниками на впуске, а также рамами типа «монокок», сваренными из нержавеющей стали. 125-кубовый вариант оказался не столь удачен, а на 50-кубовой машине Ньето с легкостью выиграл чемпионаты мира 1976 и 1977 годов. Затем Ньето перешел в итальянскую команду «Минарелли», а цвета испанской марки защищал испанец Рикардо Тормо (Ricardo Tormo), который стал чемпионом мира в классе 50 см3 в 1978 и 1981 годах.

Между тем конструкция дорожных мотоциклов «Бультако» оставалась законсервированной на уровне 60-х годов. Единственной новинкой стал в 1979 году легкий мотоцикл «Стрикер» (Streaker) с двухтактными моторами рабочим объемом 75 или 120 см3, оригинальной дуплексной рамой, литыми колесами и дисковым тормозом переднего колеса. Но после смерти диктатора Франко в 1975 году Испания встала на путь демократизации, что с неизбежностью привело к открытию испанского рынка для импортных товаров. Местные мотоциклы не смогли составить конкуренцию более качественным японским машинам. К тому же на рынке США ограничения на чистоту выхлопа привели к резкому снижению импорта мотоциклов с двухтактными моторами.

Мотоциклы Bultaco - Испания

Падение сбыта вывезло сокращение производства и увольнение персонала, что привело к грандиозным стачкам, парализовавшим работу предприятия. 22 декабря 1979 года завод компании «Бультако» был официально закрыт. Вскоре он возобновил работу, получив от правительства заем в 80 млн. песет, но уже без Франсиско Бульто. Окончательно предприятие закрылось в 1983 году.

В сентябре 1987 года между наследниками Бульто и крупнейшей испанской мотоциклетной компанией «Дерби» было подписано соглашение, согласно которому к «Дерби» перешли права на марку «Бультако». Осенью 1998 года компания продемонстрировала легкий мотоцикл двойного назначения «Бультако Побито» с 50-кубовым двухтактным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 8 л.с. Весной 2001 года «Дерби» представила также прототип классического мотоцикла в ретро-стиле «Бультако Матадор», оснащенного 400 кубовым четырехтактным двигателем производства итальянской фирмы ВОР.

В 1998 году дебютировал еще один проект - современный 250-кубовый триальный мотоцикл «Бультако Шерко» (Sherco). Он был создан независимо группой энтузиастов, которая после подписания соглашения с «Дерби» сменила марку на «Шерко».


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru