Мотоциклы Adler – Германия

Мотоциклы Adler - Германия

Хайнрих Клейер (Heinrich Kleyer), сын владельца машиностроительного завода в Дармштадте, в 1886 году основал во франкфурте-на-Майне предприятие «Хайнрих Клейер АГ», начав свою деятельность с изготовления велосипедов и пишущих машинок. Предприятие получило свое первое название «Велосипедная фабрика «Адлер» Adler Fahrrad Werke (то есть «Орел»).

В 1900 году появился первый автомобиль «Адлер», а через два года - первый одноименный мотоцикл. Изначально двухколесная техника оснащалась французскими моторами «Де Дион», но в 1903 году начался выпуск собственного силового агрегата. Мотопроизводство действовало до 1907 года, когда фирма отказалась от мотоциклов ради расширения выпуска остальной продукции.

«Второе пришествие» компании на рынок мототехники состоялось в конце 1930 года с появлением первого мотовелосипеда «Адлер». Производство продолжалось лишь два года: во времена экономического кризиса у легкой техники не было шансов.

Мотоциклы Adler - Германия

Следующий этап изготовления мотоциклов пришелся на предвоенный период, когда рынок легких мотовелосипедов переживал настоящий подъем. Характерный силуэт орла с распростертыми крыльями украсил бензобаки трех моделей - дамской, мужской и спортивной, которые оснащались стандартным 98-кубовым силовым агрегатом производства фирмы «Фихтель и Закс». Любопытно, что компания «Адлер» оснащала свои «несерьезные» мотоциклы различным дополнительным оборудованием, таким, например, как штырьковый указатель уровня топлива в пробке бензобака.

Последний период мотоциклетной истории фирмы, принесший ей наибольшую известность, пришелся на послевоенный период. В 1948 году появился 60-кубовый прототип, годом позже - серийный «Адлер М 100» с двухтактным 100-кубовым двигателем мощностью 3,75 л.с. Мотоцикл имел характерную для послевоенных машин компании короткорычажную переднюю вилку со спиральными пружинами и фрикционными амортизаторами, трубчатую дуплексную раму и свечную пружинную подвеску заднего колеса.

Цифровой индекс с этого момента обозначал рабочий объем мотора в кубических сантиметpax. «М 100» имел очень любопытную конструкцию силового агрегата, трехступенчатая коробка передач располагалась не позади мотора, а с левой стороны. Посредине между мотором и коробкой находились однодисковое сцепление и ведущая звездочка главной передачи. Со стороны очень необычно выглядела цепь привода заднего колеса, выходящая из середины блок-мотора. Еще одной любопытной особенностью нового «Адлера» стал вещевой ящик, который помещался в середине бензобака под съемной крышкой.

В 1951 году фирма предложила покупателям три новые машины - «М 125», «М 150» и «М 200», но если первая оказалась лишь более мощной версией «М 100», то остальные принадлежали к совершенно другому семейству. Сохранив общую концепцию, модель «М 150» получила более емкий бензобак и красивые глубокие крылья новой формы. Силовой агрегат имел «классическую компоновку» -двигатель спереди, коробка передач сзади. Карбюратор располагался под специальной крышкой.

Цепной привод заднего колеса получил герметичный кожух и переместился на правую сторону мотоцикла, а задняя подвеска включала в себя не только пружины, но и гидравлические амортизаторы. На этой машине впервые появилась заметная деталь, характерная для всех последующих мотоциклов «Адлер», - звуковой сигнал, врезанный в крышку вещевого ящика с левой стороны мотоцикла.

Версия «М 200» отличалась двухцилиндровым двухтактным двигателем и могла эксплуатироваться с легкой боковой коляской. В 1952 году семейство пополнилось мотоциклом «Адлер М 250» с двухтактным двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 250 см3 и мощностью 16 л.с.

Тогда же свет увидела спортивно-кроссовая версия «М 250S» с аналогичным 18-сильным мотором, поднятыми вверх трубами выпускной системы, защитой картера двигателя, укороченными крыльями, дополнительными телескопическими амортизаторами передней вилки и рядом более мелких усовершенствований. Еще через два года появилась последняя модификация этого семейства - «Адлер М 2011» с 200-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем.

К 1954 году было подготовлено новое семейство мотоциклов «Адлер», которое включало в себя одноцилиндровые модели «МВ 150» и «МВ 201», а также двухцилиндровые «МВ 200», «МВ 250» и спортивно-кроссовую версию «МВ 250S» (цифра по-прежнему соответствовала рабочему объему двигателя). Силовые агрегаты претерпели минимальные изменения, зато инженеры фирмы создали совершенно новую переднюю вилку, которой стали комплектоваться все модернизированные машины.

Во-первых, из Н-образной вилка превратилась в вильчатую. Во-вторых, ось качания рычага (вилка осталась рычажной) немного сместилась назад, а длина рычага увеличилась, что положительно сказалось на плавности хода мотоцикла. В третьих, вместо спиральных пружин в подвеске специалисты компании применили двойные винтовые (одна в другой), а фрикционные амортизаторы сменились гидравлическими.

Новая передняя вилка без изменений устанавливалась на все модели семейства. Поскольку 250-кубовые модели имели увеличенный диаметр тормозных барабанов, на вилке было предусмотрено два отверстия под разные положения анкерного рычага, удерживавшего опорный щит переднего колеса от проворачивания. Из мелких новшеств следует отметить измененную подвеску сиденья водителя и замок, расположенный в центральном демпфере и запирающий переднюю вилку.

Тогда же появились дорожно-гоночный двухкарбюраторный мотоцикл «Адлер MB 250RS» и версия гоночного мотоцикла с 250-кубовым двухцилиндровым мотором водяного охлаждения. Такая машина с обтекателем типа «Дельфин» в 1955 году достигла максимальной скорости 195 км/ч.

Еще одну нишу на рынке мототехники во второй половине 50-х годов занял появившийся в 1955 году 100-кубовый мотороллер «Юниор (Junior) MR 100» на 14-дюймовых колесах, который имел рычажную переднюю вилку и силовой агрегат аналогичной с легкими мотоциклами конструкции, его мощность в исполнении «Стандарт» составляла 3,75 л.с. Через год на Франкфуртском салоне дебютировала версия «Люкс», которая отличалась повышенной мощностью двигателя (5,1 л.с.), двухцветной окраской кузова и большим количеством хромированных деталей.

Мотоциклы Adler - Германия

В 1956 году мотоциклетные компании «Адлер», «Геркулес» и «Триумф» заключили торговый союз для совместного преодоления очередного кризиса в мотоциклетной промышленности. Специалисты «Адлера» создали новый 50-кубовый мопед модели «Экспорт» (Export) с изогнутой хребтовой рамой «дамского» типа из штампованных профилей и короткорычажной передней вилкой.

Сама фирма «Адлер» построила лишь около 120 таких машин, а основное их производство развернула фирма «Геркулес» на своих производственных площадях в Нюрнберге. На рынок мопеды поступали под марками «Геркулес Закс 217» и «Триумф Фипс Экспорт» (Fips Export). Всего было выпущено около 20 тыс. экземпляров, продававшихся по цене порядка 650 марок. Последним «серьезным» серийным мотоциклом фирмы стал появившийся в начале 1956 года «Адлер MBS 250» в версиях «Шпринтер» (Sprinter) и «Фаворит» (Favorit). Отличались они полностью переработанной задней частью рамы, изменившей форму ради установки маятниковой подвески заднего колеса.

Силовой агрегат остался идентичным предыдущему варианту того же рабочего объема. Для спортсменов инженеры компании подготовили специальную версию «Адлер MBS 250 G Сиксдейс», предназначенную специально для многодневных кроссовых соревнований. Машину отличали колеса разного диаметра, дополнительные телескопические гидравлические амортизаторы, установленные вдоль перьев передней вилки, и разнообразное специальное оборудование.

Мотоциклы Adler - Германия

Выпускные патрубки обоих цилиндров сводились в единый глушитель; вместо правого вещевого ящика стоял отдельный маслобак с капельницей, через которую масло поступало в кожух главной передачи для смазки цепи. Это была «лебединая песня» предприятия: как и многие другие мотоциклетные предприятия Германии, фирма «Адлер» не смогла преодолеть затяжной кризис, вызванный появлением дешевых и надежных автомобилей.


Источник: Cofx.ru

Рейтинг@Mail.ru